Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     02.10.2008


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
инвесторы проекта
фотоархив
СМИ о проекте
анкеты проекта
Акция "Книга Победителей"





ФОТОАЛЬБОМ

Следующий Шаг. Новый номер!



Томск





Фотоархив:

1941 г., Одесса.

Инвестор публикации:
ОАО «РОЛТОМ»




Кузин Владимир Яковлевич

Родился 11 сентября 1925 года в Одессе. В 1940 г. поступил в ремесленное училище, учиться на моториста. С началом войны училище было эвакуировано в Томск. В Томске было сформировано новое РУ-28, в котором состоялся ускоренный выпуск. В. Кузин был распределен на подшипниковый завод, эвакуированный из Москвы. Вместе с москвичами принимал участие в установке оборудования в неприспособленных помещениях. Уже в декабре 41-го завод дал первую продукцию. В 17 лет В.Я. Кузин был назначен мастером, затем стал наладчиком. Более 30 лет работал бригадиром. На ГПЗ-5 (ныне ОАО «Ролтом») проработал до 1999 г., уйти был вынужден по состоянию здоровья. Последняя должность – слесарь-инструментальщик.
За высокие показатели в труде награжден Орденом Ленина (1966 г.); избирался делегатом 14-го съезда ВЦСПС, много лет был членом президиума обкома работников машиностроения. Медали: «За доблестный труд 1941-1945 гг.», «За доблестный труд – ветеран труда»; несколько юбилейных медалей, в том числе к 400-летию Томска. Имеет знаки «За успехи в народном хозяйстве СССР» (ВДНХ), «Наставник молодежи», «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Отличник Министерства машиностроения».

Эвакуация

С детства я мечтал плавать по морям-океанам, и когда в Одессе в 1940 году открылось первое ремесленное училище, я поступил учиться на специалиста по двигателям внутреннего сгорания. Но учиться пришлось недолго – 9 месяцев; началась война. Жили мы в общежитии, и домой нас с началом войны уже не пускали, редко, кому везло – получал увольнительную. А 22 июля, в ночь, вывели из общежития и повели к железной дороге на Николаев. Дома у меня оставалась мама; она знала, что я уезжаю, но куда – неизвестно. К слову скажу, что после освобождения Одессы я начал разыскивать маму, писал письма. Но наш дом разбомбило, и письма не доходили. Случайно письмо попало к соседям, – они и сообщили маме. Переписывались, а в 1948 году увиделись с ней, впервые после эвакуации из Одессы.
Дорога на восток была долгой и трудной. То пешком, то поездом, то – теплоходом (по Днепру). Теплоход заметили немецкие летчики, сбросили две бомбы, и капитан посадил судно на мель. Утром снялись с мели, прошли шлюзы; из Запорожья отправили поездом в г. Сталино Донецкой области. Там задержали на два месяца, – мы помогали собирать урожай. Потом везли через Сталинград, Саратов, Куйбышев, Ульяновск. Донимали голод и вши. В баню нас в первый раз сводили в Уфе.
С бесконечными остановками, задержками добрались до Новосибирска. С нами ехал мастер Николай Петрович Плаксионов, он и командовал, и утешал, когда нужно было. В общем, был нам почти родным. В Новосибирске в вокзальном ресторане налили мне ведро щей – на весь вагон. Я понес – поскользнулся и упал. Ведро опрокинулось. Я сел возле него – плачу. Подошел Николай Петрович: «Ты чего, Володя?» Понял, ободрил, договорился в ресторане, нам снова налили ведро.
Кстати, Николай Петрович и сейчас живет в Одессе. Ему 95 лет, не так давно письмо прислал…
21 ноября 1941 г. мы прибыли на станцию Томск-II. Оттуда – в Северный городок пешком. Холодно было, а мы в шинелях, фуражках, ботиночках. В Северном городке раньше воинская часть стояла. Ушла на фронт, – оставила казармы, конюшни, построенные еще до революции.

Тыловики

Едва было сформировано ремесленное училище №28, как приехал директор училища и объявил набор на завод, мастерами. Нас распределили по цехам эвакуированного московского ГПЗ-1: токарями, слесарями, электриками. Я попал в шлифовально-сборочный цех. Оборудование еще только подвозили в Томск; мы на листах кровельного железа возили станки от железной дороги до цеха. Копали фундаменты под станки, устанавливали их, – и сразу запускали. Я учил 13-летних пацанов, хотя и сам был почти пацаном. Вскоре ушел из мастеров. В «шлифовке» переквалифицировался на слесаря-ремонтника. Первым моим наставником был Алексей Алексеевич Просвирин. Работали мы по 12 часов, без выходных и праздников: фронту нужна была наша продукция, подшипники.
Помнится такой случай. В то время на заводе у нас был только один шлифовальный станок марки «Черчилл», на котором шлифовали обойму для танковых подшипников. И однажды этот станок вышел из строя. Мы, бригада слесарей вместе с главным инженером завода, трое суток не выходили из цеха. Мы работали, зная, что из-за станка простаивает сборка, не выполним задание, – подведем не только завод, но и тех, кто воевал на фронте. Станок был отремонтирован, и нам выдали премию: ордер на получение промтоваров. Лично мне достался ордер на нижнее белье и 200 граммов махорки. Эта первая награда за труд осталась в памяти навсегда.
Время было тяжелое. Жили прямо в цехе, питались плохо. На карточки, которые нам выдавали, часто ничего нельзя было получить. Но мы были молодыми, не унывали, умудрялись и отдыхать. Влюблялись, ходили в кино, провожали девушек после сеанса. Так я познакомился со своей будущей супругой Марией (мы поженились в 1945 году).
Играли в футбол: в 46-м наша заводская команда выиграла городское первенство.
Конечно, просились на фронт, но нам каждый раз говорили: здесь вы нужнее.
А в День Победы, 9 мая, у нас был первый выходной за четыре года.

Подводя итоги

Наша судьба тесно связана с судьбой завода. С ним мы росли, получали новые навыки, повышали квалификацию (я был слесарем 8-го, самого высокого разряда). И завод строился. Возводились новые цеха – инструментальный, шариковый, роликовый. Открылся машиностроительный техникум, заводская школа рабочей молодежи. Ведь ГПЗ-5 был крупнейшим машиностроительным предприятием Томска. В 1964 году я получил от завода новую квартиру, - в ней и живем сейчас с супругой.
Я участвовал в строительстве филиала ГПЗ – завода приборных подшипников. Потом здесь же работал: пришлось переучиваться на специальных курсах. Производство там тонкое, цех чистый, герметичный, импортное оборудование. Трудился до выхода на пенсию, а потом – инструментальщиком еще 16 лет.
В Томске я остался навсегда, хотя меня после войны и приглашали на работу в Одессу. Надо сказать, что нас, одесситов, ставших томичами, насчитывается 18 человек.
В семье у нас трудовая династия образовалась. Династия Кузиных. Супруга много лет проработала на заводе. Две дочери, обе уже на пенсии, Нина работала на ГПЗ. Сейчас на заводе работает ее дочь, а внучка – на филиале. На всех в нашей династии приходится 214 лет трудового стажа.

[ Назад ]
  

Герои книги «Мудрость Победы»

Аксёнов В.Г.
Аксёнов И.Н.
Бердников Н.В.
Богомаз Н.С.
Богоряд Б.Е.
Брандт Л.В.
Голещихин П.Е.
Дирин Н.Г.
Коваленко Г.Ф.
Козлов А.К.
Кузин В.Я.
Литвенко Ф.И.
Мазирко М.И.
Малахова В.И.
Марина О.Н.
Меньшиков В.И.
Михетко В.В.
Мишуров Ф.М.
Моравецкий Д.В.
Обидо П.А.
Оглоблин П.Н.
Огородников Л.П.
Осипов В.П.
Осипова А.П.
Петроченко В.С.
Полещук Е.М.
Попов Л.Е.
Преданников И.П.
Сипайлов Г.А.
Степанов Л.П.
Сулакшин С.С.
Тарасенко Я.А.
Тарасов Г.И.
Тимофеев Л.К.
Тихомиров И.А.
Фоминский Ф.А.
Хаскельберг Б.Л.
Чучалин И.П.
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 2579
 сегодня посетителей 296