Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

СТРЕЛЬЦОВА Надежда Яковлевна
Директор департамента образования Администрации г. Сургута

628403, Сургут, ул. Маяковского,21а
Тел. (3462) 52-53-38
Факс: 52-53-94
don@admsurgut.ru

Тот, кто утверждает, будто в наше время никому ни до чего нет дела, первым должен сделать шаг вперед и показать, что хотя бы ему одному есть дело до всего.

 

Подводя промежуточный жизненный итог, Надежда Яковлевна Стрельцова решила весь свой опыт записать одной формулой. Получилось: ЗЗРЖ + СОС + ППУ. Это означает «Знание закономерностей разумной жизни + системность, открытость, самоуправление в профессиональной деятельности + положительная психологическая установка».

- Главный закон разумной жизни стар и прост, как мир, - говорит она. - Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. А положительную психологическую установку можно черпать только из своего собственного внутреннего мира. Ни один рецепт психолога не сработает без огромного желания изменить себя и окружающий мир в лучшую сторону и понимания, что все в твоих силах.

 

Закономерности разумной жизни

Надежде Яковлевне Стрельцовой в своей жизни не раз удавалось быстро принимать сложные, значимые решения, и этот ее талант проявлялся с самого детства.

— Мой отец, придя с фронта, одно время работал конюхом в деревне Боровня Новгородской области: ему было поручено вывести новую породу лошадей. Я часто наблюдала за поведением этих чудесных животных. В колхозном табуне было два лидера, два породистых жеребца: Орел и Юнс. Орел — быстроногий, изящный скакун, а Юнс — тяжеловоз; гордый, мощный. Они всегда конкурировали, и однажды дело дошло до драки, до страшной драки. Тяжелый Юнс обратил своего соперника в бегство, Орел в поисках спасения завернул к нашему дому. И я открыла ему дверь (в домике, сколоченном на скорую руку сразу после войны, входная дверь находилась почти на уровне земли). Не знаю, как я, шестилетняя девочка, решилась на это, ведь бешено несущийся конь мог просто меня растоптать. …Спасенный Орел так на меня смотрел! И мягким храпом ласково дотрагивался до моего лица… А Юнсу ничего не оставалось делать, как вернуться на конюшню.

Выбор профессии Надежда также сделала совершенно самостоятельно, благодаря профессиональному и человеческому обаянию своей первой учительницы Елизаветы Михайловны Степановой. Большинство одноклассников Стрельцовой поехали поступать в Ленинград, а она, предварительно изучив все близлежащие учебные заведения, отправилась поступать в Боровичское педагогическое училище.

- Там был очень интеллигентный педагогический коллектив, - вспоминает Надежда Яковлевна. - Несмотря на то, что мы были вчерашними восьмиклассниками, совсем еще детьми, они обращались к нам на «вы», как к будущим коллегам. Такое уважительное отношение поразило меня, и сама я до сих пор не допускаю фамильярности в общении даже с самыми молодыми людьми.

После окончания училища Надежда Яковлевна устроилась на работу в школу № 2 Новгорода. Обратив внимание на живость характера молодой учительницы и ее управленческий талант, руководство школы предложило ей стать старшей пионервожатой. А через год ее командировали в школу вожатых Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». Собиралась на три месяца, но проработала там четыре года.

- В «Орленке» я повстречала еще одного человека, которого счастлива назвать своим учителем: это директор дружины «Стремительной» Геннадий Алексеевич Попов. Тогда, в конце 60-х, он готовил из нас профессиональных управленцев — тех, кого сегодня называют топ-менеджерами. Мы научились формировать команду и работать в ней. Мы придумывали яркие творческие дела и превращали их в традиции и ритуалы, которые украшают жизнь коллектива и сплачивают его членов. Мы поняли важность порядочности во взаимоотношениях и уважительного отношения друг к другу. В «Орленке» я осознала один из главных принципов руководства — единоначалие и коллегиальность. Это значит, что я всегда вовлекаю в процесс управления коллектив единомышленников, но ответственность за решения беру на себя.

В «Орленке» же Надежда Яковлевна познакомилась со своим будущим мужем Виктором Яковлевичем Стрельцовым, и вместе с ним уехала на его родину, в Тюмень. Поработала в областном комитете комсомола, родила двух сыновей. А в 1987 году получила приглашение в Тюменское педагогическое училище № 1 - преподавателем педагогики и методики воспитательной работы. Вскоре коллектив училища избрал ее своим руководителем.

За время работы Надежды Яковлевны Стрельцовой учебное заведение получило статус педагогического колледжа. Было создано собственное кабельное телевидение и студенческий театр. Разрабатывались интересные учебные программы, развивалось сотрудничество с вузами. Одна из первых в Тюмени Стрельцова стала внедрять платные образовательные услуги в бюджетном учреждении.

— В 1989 году меня от города Тюмени делегировали на Всесоюзный съезд учителей в Москве. Многие удивились, что я отправилась не на ту секцию, где обсуждались вопросы образования, а к Святославу Николаевичу Федорову, приглашенному на съезд. Его центр «Микрохирургия глаза», в отличие от большинства бюджетных учреждений, прекрасно жил и развивался. Я задала господину Федорову один единственный вопрос: «Как выжить образовательному учреждению в условиях плохого финансирования и недостаточной поддержки государства?» Он ответил: «Развивать платные образовательные услуги».

Надежда Яковлевна много думала о том, как развивать платные услуги, о которых в советском образовании раньше и речи быть не могло, изучала литературу — и, наконец, нашла выход. В дополнение к специальностям, которые давались бесплатно в рамках учебного плана («Учитель начальных классов», «Воспитатель дошкольного учреждения»), колледж стал предлагать студентам получить дополнительную квалификацию — например, «Преподаватель изобразительного искусства», «Учитель музыки» или «Педагог-организатор физической культуры». Выпускники были нарасхват. Работодатели со всей Тюменской области заранее «заказывали» в Тюмени молодых специалистов нужного профиля.

Стрельцова проработала в педучилище 15 лет, из них 10 — руководителем, а в 1997 году ей предложили возглавить Управление образованием г. Сургута.

 

Системность

Надежда Яковлевна руководит сургутской системой образования дольше всех своих предшественников. На ее счету разработка двух стратегических программ развития образования (первая – 1999-2003 годы, а последняя была принята Думой в октябре 2006 и рассчитана на период до 2010 года). Стрельцовой удалось превратить образование Сургута из конгломерата разобщенных и не связанных общей идеей школ в систему сильных учебных заведений единого образовательного пространства.

Учителя Сургута больше, чем их коллеги из многих других регионов оказались готовы к реализации национального проекта «Образование». Так, за два года 35 учителей получили президентские премии, 27 — премии губернатора и 525 – главы города, 61 образовательное учреждение выиграло гранты различных уровней: федерального, окружного, муниципального. В сферу образования дополнительно привлечено более двухсот миллионов рублей. Думается, одна из причин такого высокого результата в том, что сургутские педагоги прошли «генеральную репетицию»: первый конкурс культурно-образовательных инициатив на грант главы города состоялся еще в 99-м году.

В основе подхода Стрельцовой к работе лежит системность: если уж браться за проект – то вести его до конца. Вот лишь два примера.

С самого начала своей работы, задолго до принятия национального проекта, Надежда Яковлевна стала обращать внимание на здоровьесбережение детей. Северный климат дает большую нагрузку на растущий организм: недостаток солнечных лучей, разреженный воздух, низкое содержание необходимых минералов в воде. Задача образования – сделать так, чтобы после десяти лет школы выпускник становился крепче, а не подрывал свое здоровье на уроках.

- Этот вопрос мы обсуждали на первом заседании коллегии департамента образования. Некоторые газеты после этого писали, что департамент возглавил непрофессионал, что если Стрельцова берется за вопросы здравоохранения – значит, в сфере образования ничего не понимает. Но недоброжелатели не заметили, что на коллегии присутствовали и представители от здравоохранения и мы вместе с ними размышляли: как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы он не ухудшал состояние здоровья ребенка. В итоге появился один из проектов первой программы развития образования - здоровьесбережение детей в Сургуте.

Это направление развития муниципальной системы образования вошло и в новую программу. Пути реализации - организация хорошего питания детей, развитие материальной базы школ, в идеале – переход на индивидуальную траекторию развития ребенка. Многое уже сделано: в каждой школе существуют группы лечебной физкультуры, корригирующей гимнастики. Уроки плавания обязательны для всех: если в родной школе бассейна нет, класс направляется в другую школу.

Еще один чрезвычайно актуальный именно для Сургута вопрос – изучение русского языка. Речь даже не о том, что современные школьники в общей массе не слишком хорошо знают родной язык. Сургутяне – люди разных национальностей и культур, и объединить их может именно русский язык и русская культура.

Департамент образования принял достаточно радикальные и смелые меры. Во-первых, разрешили школам на уроках русского языка делить класс на две подгруппы. Ведь чем меньше детей перед учителем, тем больше внимания каждому. Во-вторых, ввели дополнительные факультативы. Результат – очевидный. На едином государственном экзамене 70 процентов выпускников 11 классов выбрали русский язык, более 60 % из них сдали экзамен на «4» и «5».

 

Открытость

Одно из основных направлений деятельности Департамента образования - безопасность образовательного учреждения: чтобы и дети, и учителя чувствовали себя в стенах школы уверенно. Безопасность должна быть и пожарная, и санитарно-гигиеническая, и особенно важна психологическая безопасность - доброжелательные, уважительные взаимоотношения между детьми и учителями, между учителями и администрацией, между администрацией и родителями и так далее. А психологический комфорт может быть только в открытом образовательном учреждении. Значит, школа должна стать максимально открытой.

Открытые уроки, мастер-классы опытных педагогов – обычная практика в Сургуте. Такие уроки проводятся не только для молодых учителей, оценить сургутское образование в действии могут и коллеги из других территорий, и родители, и вообще все желающие.

Актуальный вопрос оценки качества образования в Сургуте также решается открытым способом.  О качестве образования, которое непременно надо повышать, в России говорят давно, но только в последнее время начали искать подходы к его оценке. Сургутяне выработали свои критерии и свои показатели.

- Возьмём «обученность», знакомую всем педагогам, - объясняет Надежда Яковлевна. - Ее уровень всегда определяли по итогам государственной аттестации учащихся – и как свершившийся факт, не углубляясь в причины. Мы же решили понять: от чего эта обученность зависит? Поэтому критериями оценки качества выбран и профессионализм преподавателей, и наполнение материально-технической базы, и состояние здоровья детей, и психологический микроклимат... На основе собранных данных составляем рейтинг образовательных учреждений – не для того, чтобы кого-то поощрить или наказать, а чтобы педагоги, может быть, впервые за долгие годы, задали себе вопрос: почему?

Себя Надежда Яковлевна также считает открытым человеком:

- Открытым - и прямолинейным. На мой взгляд, я много помогаю и учителям, и руководителям образовательных учреждений. Но и требую много. Поэтому у меня бывали конфликтные ситуации, бывала даже мощная оппозиция. Но это противостояние почти всегда перерастало в здоровое профессиональное взаимодействие и даже дружбу.

 

Самоуправление

После школы «Орленка» Стрельцова не представляет себе коллектив без самоуправления — ни взрослый, ни детский.

- Я уверена: если не развивать демократию начиная со школы, наше общество всегда будет тоталитарным, - заявляет Надежда Яковлевна. И имеет на то все основания.

Одним из первых ее распоряжений после вступления в должность руководителя Департамента образования стало создание коллегии - общественного органа, который обсуждает и принимает стратегические решения департамента. В состав коллегии входят лучшие специалисты сферы образования и науки. Во всех муниципальных образовательных учреждениях действуют различные родительские объединения: общешкольный родительский комитет, совет школы, управляющий и попечительский советы и другие.

В Сургуте существует более сотни детских организаций. Есть общегородская — «Школьный актив города», «ШАГ». В нее входят самые инициативные старшеклассники – представители всех школ города. Школьники проводят ежегодную городскую конференцию «Проблемы и перспективы развития ученического самоуправления», по итогам которой принимают резолюцию об основных проблемах, «тормозящих» развитие ученического самоуправления и план действий по решению проблем школьников на учебный год. Ежегодно проводятся городские конкурсы: социальных проектов, моделей ученического самоуправления школьных средств массовой информации. Круглый год работает детская общественная приемная «VIP» (Выслушай. Изучи. Помоги.). Очень интересен проект «Диалог лидеров» - взаимодействие школьных и молодежных лидеров с руководителями крупных предприятий и организаций, бизнесменами, чиновниками.

- Смысл названия и деятельности «ШАГа» я вижу вот в чем, - подытоживает Стрельцова. - Тот, кто утверждает, будто в наше время никому ни до чего нет дела, первым должен сделать шаг вперед и показать, что хотя бы ему одному есть дело до всего.

 

Положительная психологическая установка

Такая активная жизненная позиция позволяет сохранять молодость души, да и выглядит Надежда Яковлевна намного моложе своих лет.

- Не оттого, что я чрезмерно озабочена своей внешностью, хотя, конечно, слежу за собой, хожу в бассейн, когда удается, в сауну, - поясняет она. - Но главное - меня часто посещает вдохновение, и оно рождает улыбку, меняет выражение глаз, оно не дает стареть.

Когда есть вдохновение, я пою для друзей. Исполняю романсы, лирические и народные песни. Стараюсь как можно больше читать. Люблю поэзию, много стихов знаю наизусть. Очень люблю Пушкина, Достоевского, Чехова, Тургенева, не по разу перечитывала книги Шукшина. Мне кажется, что в его произведениях вскрыты самые насущные человеческие смыслы, самые больные проблемы. Вот, например, такое качество, как совесть. Я сейчас ищу ответ на вопрос: откуда она берется? Согласна с психологом Александром Свияшем, что совесть – не только природный дар, что ее надо воспитывать – и в семье, и в школе. Для меня совесть является главным мерилом и человеческого поведения, и отношения к работе, и взаимоотношений между людьми. Но особенно это касается учителя.

Для меня хороший учитель - это очень образованный и очень воспитанный человек. Под образованностью я понимаю богатые знания, оригинальное мировоззрение. А воспитанность… по крайней мере, за этого человека никогда не будет стыдно. У хорошего учителя должно быть чувство юмора и легкий характер. Он может и вступать в дискуссию с учеником, и защищать свою позицию, и даже возмущаться - но делать это красиво, легко, не унижая достоинство ребенка. Невозможно представить, как можно заниматься педагогикой, не любя детей, не ставя личность ребенка выше любых взрослых дел. Ведь мы ради чего работаем? Только для того, чтобы сформировать свободную и разностороннюю личность, которая будет отвечать и вечным человеческим качествам, и запросам современного общества.

Просмотров : 33

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 416
 сегодня посетителей 74