Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

ЯРУШИНА Ольга Владимировна
Директор МОУДОД Станции юных натуралистов г. Сургута

(628403), Сургут, ул. Дружбы, 7.
Тел.: (3462) 37-59-24
Surgut_zoo@mail.ru

У нас нет обязательных учебных планов или государственных стандартов, и в этом наше счастье: мы действительно можем обеспечить ребёнку те дополнительные знания, которые он хочет получить.


В чём особенность внешкольного образования? В первую очередь — в отсутствии принуждения. В клубы, секции, кружки дети приходят сами: за тем, что им действительно нужно, важно, интересно… Взаимоотношения между учителями и учениками здесь партнёрские, в них каждый (и ученик, и учитель) растёт и развивается как личность и как профессионал. Ольга Владимировна Ярушина, директор Сургутской СЮН, уверена, что это и есть «педагогика сотрудничества».

— Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор — кружка, курса, научного направления, — говорит она. — Мы формируем особую образовательную среду, атмосферу заинтересованности и взаимоуважения. У нас нет обязательных учебных планов или государственных стандартов, и в этом наше счастье: мы действительно можем обеспечить ребёнку те дополнительные знания, которые он хочет получить.

 

Мугалим — значит учительница

Ольга Ярушина родилась 29 сентября 1957 года в городе Карасуке Новосибирской области. В детстве мечтала быть врачом, лечить людей. А в школьном возрасте серьёзно увлеклась химией, поэтому и поступила на отделение химии-биологии естественно-географического факультета Новосибирского государственного пединститута. Но поступила не с первого раза, поэтому до института успела ещё год поработать в деревенской малокомплектной начальной школе — учительницей и заведующей одновременно. О начале своей педагогической деятельности Ольга Владимировна вспоминает с улыбкой. Вчерашняя школьница, без опыта и образования — и сразу в заведующие. Столько всего было!

— В небольшой деревне, в семи километрах от города, жили преимущественно казахи и татары. Они меня называли по-татарски: «мугалим» — учительница. Бегали, встречали меня с автобуса, в кино приглашали. Светоч, можно сказать, в деревне была!..

Конечно, без поддержки не обошлось. Помогала Вера Степановна Трошина, преподаватель начальных классов — первая учительница Ольги.

— Так получилось, что Вера Степановна для нашей семьи родной человек: учила сначала старшего брата, потом меня, потом младшую сестру. Для меня она — пример настоящего Учителя, не только в методике преподавания, но и в отношении к детям. Когда не хватало опыта — я ехала к ней, в Карасук, и она с удовольствием делилась со мной всем, что знает и умеет.

А спустя несколько лет, уже заканчивая институт, Ольга Владимировна снова вернулась в стены родной школы — на преддипломную практику, к учительнице биологии Зое Митрофановне Котовой.

— Строгая, грамотная, требовательная к себе и окружающим, Зоя Митрофановна была очень талантливым педагогом, настоящим профессионалом, — рассказывает Ярушина. — И именно в работе с ней пришло ко мне осознание трудности профессии, которую я выбрала для себя. Осознание долга учителя перед учениками, ответственности за знания, которые он дает. Потому что одно дело — знать самому, а другое — научить других… Помню, младшая сестра, наблюдая, как я готовлюсь к урокам, с уважением в голосе произнесла: «Я всегда думала — ну что там, учитель… Пришёл, «двоек» понаставил, и ушёл довольный. А тут, оказывается, вон как трудиться приходится!..»

 

Старшая сестра Ярушиной жила на Севере, в Сургуте — к ней, после окончания института, и приехала Ольга Владимировна. Пошла в Сургутский гороно, устраиваться учителем химии — но свободной вакансии не нашлось. Зато именно в то время (шёл 1980-й год) в Сургуте открылись первые внешкольные учреждения — станция юных техников, спортивная школа и станция юных натуралистов. Заведующая гороно — Зинаида Петровна Сидорова — буквально уговорила Ярушину взять на себя руководство вновь созданной СЮН, и потом долгие годы опекала, помогала, советовала…

— Так получилось, что, пообещав Зинаиде Петровне построить хорошую станцию, я увлеклась этим, загорелась, и по сей день работаю с полной отдачей. И мне действительно интересно! — говорит Ольга Владимировна.

 

Историю дела создают люди

Ольга Владимировна считает — историю дела создают люди. В те времена, когда у СЮН ещё не было своего здания — но уже был директор, Ярушина ездила по школам города. Знакомилась с учителями биологии, организовывала юннатские мероприятия: сбор лекарственных трав, День птиц… И когда в 1982 году станции выделили свою площадь — теплицу с комнаткой в 12 «квадратов», — Ярушина уже знала, кого пригласит работать.

Первой пришла Татьяна Константиновна Попова, преподаватель биологии из школы № 4 — энергичная, активная. Чуть позже, вместе со своими многочисленными питомцами, на станцию переехала Лилия Самуиловна Мальцева, биолог из школы № 5. В её живом уголке, кроме «классических» рыбок и хомячков, были белки, сороки, вороны, ежи: их — часто больных или покалеченных — приносили в школу дети. Со станции юных техников пригласили Надежду Александровну Бутырину, выпускницу биофака. В СЮН она заведовала опытным участком — вместе с ребятами выращивала в теплице огурцы, и дети на её занятия зачастую ходили не с тетрадкой и ручкой, а с тарелкой и вилкой.

В теплице станция просуществовала четыре года. Шести «положенным» для станции кружкам здесь было очень тесно: ворон из живого уголка, выбравшись из клетки, выдёргивал посаженную цветоводами рассаду, крысы грызли халаты юных медиков, а каждую весну на станции происходил «заплыв» — теплицу топило так, что без резиновых сапог в неё невозможно было войти.

— Но вот работали же — молодые были, энтузиасты! — смеется Ольга Владимировна.

 

В 1986 году заведующего Сургутским гороно Валерия Михайловича Салахова ребята-юннаты буквально «под руки» привели в свою теплицу: чтобы посмотрел, в каких тяжёлых условиях работает станция. Меньше чем через полгода Салахов предложил Ярушиной новое здание.

Первый дом сургутских натуралистов оказался старой, ещё деревянной школой. Но на это не обращали внимания — главное, теперь у каждого кружка была своя комната! Перебрались, осмотрелись и поняли, что дополнительная площадь (спортзал) позволяет расширить живой уголок.

— За разрешением привезти новых животных опять обратились к Валерию Михайловичу, — рассказывает Ярушина. — Получили ответ от одного из заместителей главы города: «Можете ехать, но слона не привозите — город слона не прокормит». Чуть позже Салахов, уже от себя, добавил: «И тигра не привозите, будете меня потом пугать этим тигром…» Посмеялись мы — и поехали в Ленинградский зоопарк.

После первой поездки на станции поселились лисы-чернобурки и мускусные утки. И началось: в Свердловск — за степными лисичками, в Краснодар — за павлинами… Коллекция пополнялась всё новыми и новыми видами экзотических животных, а бывший живой уголок постепенно разросся до размеров мини-зоопарка.

В августе 1992-го станция переехала снова — на этот раз в здание бывшего детского сада, в котором находится и по сей день. И, может быть, так продолжалось бы и дальше, но…

— С самого начала своего существования СЮН выполняла не только образовательную, но и культурно-просветительскую функцию. Мы не только учим ребят — мы проводим экскурсии, организуем праздники, выставки… И уж если мы собрали мини-зоопарк — почему бы не сделать его достоянием города?

Инициативу юных натуралистов поддержал директор департамента по землепользованию, природопользованию и экологии Владимир Алексеевич Браташов. Именно он, вместо того чтобы реконструировать старое здание, предложил построить новое — и не просто здание, а целый зоопарковый комплекс.

Создать проект комплекса оказалось довольно сложным делом — для обеспечения такого синтеза образования, просвещения, науки, практики и культуры, который к тому моменту уже являла собой Сургутская СЮН, необходима сложная и хорошо продуманная инфраструктура — аналогов которой в нашей стране пока не существует. Сегодня проект утверждён, начато строительство: на территории в три гектара, в живописной лесопарковой зоне, разместятся учебно-административный корпус, ветеринарный блок, уличные вольеры для животных, теплицы, зимний сад, учебно-опытный участкок…

Вход в комплекс планируется открыть для всех желающих. Помимо учебного процесса — учиться, кстати, здесь будут не только юннаты, но и студенты вузов — на территории нового комплекса будут созданы все условия для отдыха сургутян.

 

Дело по душе

На сегодняшний день Сургутская станция юных натуралистов имеет статус городской экспериментальной площадки. В 96 учебных объединениях СЮН занимаются 894 ребёнка, большинство из них — школьники младших классов.

Трёхступенчатая система обучения, принятая на станции, позволяет ребёнку оценить свои способности и интересы и осознанно сделать выбор. Каждая ступень качественно отличается от предыдущей: разнообразием, степенью сложности задач, глубиной погружения в предмет. На первой ступени, эколого-натуралистической, ребята 8—10 лет в игровой форме получают основы экологических знаний. Вторая ступень имеет более чётко выраженные направления: экология человека, экология и эстетика, экология и среда обитания, экология животных и растений — 10-14-летние школьники сами выбирают, что именно они хотят изучать. На третьей ступени обучения проводится профессиональная ориентация старшеклассников, здесь же ребята начинают заниматься серьёзной научно-исследовательской деятельностью. До третьей ступени доходят единицы — но это увлечённые, определившиеся люди, которые имеют собственные исследовательские проекты, выезжают в заповедники, выступают на семинарах и конференциях.

— Мне нравится, как работают наши ученики, — говорит Ольга Владимировна. — Исследования ведут интересные, сложные — вот, например, по Юганскому заповеднику несколько тем: «Динамика видового состава и относительной численности птиц по данным отлова паутинными сетями», «Морфологическая характеристика и возрастное состояние популяции Cypripedium duttatum в условиях заповедника «Юганский», «Изучение биоразнообразия ночных чешуекрылых»... А одна из учениц, Лилия Халилова, в 2001 году победила во всероссийском конкурсе «Шаг в будущее» с прекрасной работой по гидробиологии — «Эффективность методов гидробиологического анализа при оценке экологического состояния реки Обь в Сургутском районе». Правда, вначале ей пришлось со слезами на глазах доказывать, что она сделала свою работу самостоятельно: думали, преподаватель за неё написал… В прошлом году Лилия закончила Тюменский государственный университет — биологический факультет...

Мини-зоопарк станции юных натуралистов Сургута входит в Евроазиатскую региональную ассоциацию зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА), а коллекция животных, птиц, рыб и пресмыкающихся на сегодняшний день состоит более чем из 160 видов и насчитывает более 1000 экземпляров. Собрана интересная коллекция растений, в которой сейчас около 450 видов, плодоносят гранат, карликовый банан, инжир, виноград, кофе, фейхоа.

— Во Всероссийском конкурсе учебно-опытных участков Сургут «шёл» наравне с южными городами. Поэтому, конечно, диплом лауреата этого конкурса — особенно ценная для станции награда. Есть у СЮН и несколько дипломов победителя всероссийского конкурса «Школа года» — несмотря на то, что мы относимся к дополнительному образованию, — с гордостью говорит Ольга Владимировна. И добавляет: — Вообще термин «дополнительное» совсем не означает «второстепенное»! Я считаю дополнительное образование полноправным партнером школьного базового, ведь в профессиональной ориентации школьника именно оно чаще всего играет роль стартовой площадки.

 

В 1989 году Ярушина получила знак «Отличник народного просвещения». В 2000-м — из рук губернатора ХМАО А. В. Филипенко — почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Необходимость систематизировать опыт, накопленный во время работы на станции, привела Ярушину в аспирантуру — в 2003 году она защитила диссертацию по теме: «Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования».

— Общение с природой делает человека — человечным, — говорит Ольга Владимировна — Я часто повторяю: дети, приходящие к нам, никогда не станут наркоманами, убийцами, бандитами — потому что у них есть дело по душе!

 

Покой нам только снится!

В педагогическом коллективе СЮН работает всего 25 человек — и около 60 человек вспомогательного персонала: рабочие по уходу за животными, рабочие теплицы, агроном, ветеринарный врач, зоотехник… Они делают всё для того, чтобы у юннатов была возможность раскрыться, реализовать свои таланты, найти себя.

— Педагогом дополнительного образования быть очень трудно — рассказывает Ярушина. — Быть всегда интересным, ищущим, толерантным, и при этом не отдаляться от образовательной программы, учебного плана... Я считаю: главная задача наших преподавателей — творить. А я — директор — должна им во всем помогать.

Поле для творчества у педагогов СЮН просто огромное: для учреждений дополнительного образования не предусмотрено типовых министерских программ. В итоге педагоги станции регулярно участвуют в городском конкурсе «Культурно-образовательных инициатив  «Образование Сургута — XXI веку» с авторскими программами, получают сертификаты на право реализации и внедрения своих разработок.

— Когда я только начинала заведовать СЮН и была одна, я мечтала — будет здание, построенное специально для станции, будет коллектив, в котором каждый педагог — интересная личность, дети будут приходить сюда с удовольствием — как будто домой, будет атмосфера дружбы, партнёрства на равных, — рассказывает Ольга Владимировна. — Сейчас я вижу, что моя мечта становится былью…

В 2006 году учительская общественность Сургута выдвинула Ярушину кандидатом в депутаты городской Думы. Выборы Ольга Владимировна прошла.

— Депутатство никогда не было для меня самоцелью. Меня выдвинули мои коллеги — и, как человек ответственный, я просто стараюсь сделать всё, что от меня зависит, грамотно и хорошо. Мне хотелось бы развить в Сургуте структуру детских образовательных учреждений — таких, где дети могли бы учиться, творить, отдыхать. Хотелось бы сделать город ещё более уютным, зелёным, разбить новые парки, скверы… Но главная моя задача — построить в Сургуте уникальную Станцию юных натуралистов. И уже тогда можно будет со спокойной душой отправляться на отдых. А пока — покой нам только снится!

Просмотров : 60

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 132
 сегодня посетителей 37