Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

ЛЫЧКАТАЯ Тамара Никифоровна
Директор Сургутского музыкально-драматического театра, Заслуженный работник культуры РФ

628400, Сургут, ул. Грибоедова, 12.
Тел.: (3462) 53-03-10
surgutteatr@mail.ru

Сегодняшнее время – тревожное, нестабильное, но очень творческое. Сегодняшнее время дает шанс реализоваться непохожим.


ИМЯ и ДЕЛО

 

Сургут — и вдруг театр? Скептики озадаченно пожимали плечами, когда в 2000 году в центре нефтегазовой столицы страны зашёл разговор о создании профессионального театра. Сегодня аббревиатуру СМДТ легко разгадывают жители не только Сургута, но и всего Ханты-Мансийского округа. Постановки сургутского театра получили признание зрителей и критиков на российских и зарубежных сценах и фестивалях. География выступлений впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Ивано-Франковск, Прага, Париж, Сен-Мало…

За становлением СМДТ стоят разные люди, но возглавляет сургутский театр с его рождения Тамара Лычкатая. Именно её экзистенцией, бытийным восприятием на эти годы стало: я в театре — и театр во мне. О Тамаре Никифоровне легко пишутся очерки. Про таких говорят: героиня острохарактерная, человек «с судьбой». И общим местом становится зачин — женщина-ураган, максималистка, конфликтная, безудержная. Это, спору нет, очень даже работает на драматургию текста. Но это не главное в Лычкатой. За «вкусными» характеристиками скрываются принципиальность, последовательность, системность мышления, обострённое чувство ответственности — качества, которые позволяют довести начатое до конца. Биография Тамары Лычкатой начинается далеко от Сургута. Но определяющей все же будет история рождения сургутского театра. Вот здесь-то предостаточно запутанных коллизий, неожиданных перипетий, в преодолении которых и проявился незаурядный организаторский, лидерский и творческий талант Лычкатой, её жизнестойкость.

 

Судьба на «непохожий» лад

Тамара Лычкатая родилась в Ворошиловграде (он же Луганск). Вспоминая детство, говорит о большой, «трёхпоколенной» семье. Бабушка — «абсолютно неграмотный, но очень интеллигентный человек». Мама, открывшая Тамаре мир книги. Отец — темпераментный, хозяйственный. Фронтовик, он прошёл войну от Хасана до Эльбы. В основном с отцом связывает Лычкатая своё детство.

— Одно из ярких воспоминаний — как отец учил меня плавать: доставил на середину реки, выпустил из рук и сказал: «Плыви, доця, от так и в житти буде: выплывэшь — будэшь жить, не выплывэшь — дужэ погано будэ! — рассказывает Лычкатая.

Кстати, любители арт-кино знают, что на таком же сюжете построен фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. Правда, в фильме это детское воспоминание задаёт главному герою совсем иной вектор развития. У Лычкатой же всё закончилось благополучно…
— Понятно, что отец спас бы меня, но я и сама поплыла, так что отчаянная смелость у меня с детства. Я не могу сказать, что у меня нет чувства опасности, но, наверное, я испытываю особый драйв, когда справляюсь со всеми своими страхами.

Дальше была учёба в школе и параллельно — в театральных студиях, в музыкальной школе. В 1967 году стала студенткой Московского института культуры. По окончании вуза преподавала актерское мастерство, режиссуру в Хустском культпросветучилище, затем в Ровинском институте культуры, работала художественным руководителем, заведующей отделом культуры в Луганске, Волгодонске. Получила огромный опыт работы с самодеятельными коллективами. И уже тогда, в отличие от многих своих коллег, она отдавала себе отчёт в том, что народная самодеятельность — не есть лучшее воплощение творчества, что этот советский масскульт — раз и навсегда утверждённый репертуар тематических и торжественных вечеров, все эти народные хоры, оркестры и ансамбли — как правило, абсолютно не оправдывали ни материальных затрат, ни творческих.

— Ностальгии по прошлому у меня точно нет. Чётко помню: мне 30 лет, я живу в Волгодонске, есть квартира, работа, семья — и вдруг охватывает страх: всё это есть, но непонятно, куда двигаться дальше? Я не смогу увидеть мир, не смогу осуществить здесь какие-то свои идеи, потому что работа поставлена в жёсткие рамки — творческие, идеологические. Тогда и сорвалась в Сургут… А вот сегодняшнее время я оцениваю, конечно, как тревожное, нестабильное, но очень творческое. Сегодняшнее время даёт шанс реализоваться нестандартным. В прошлом как раз царили одинаковые, а вот сегодня надо поднять тост именно «за яростных и непохожих», как у Павла Когана, — говорит Тамара Лычкатая. В Сургуте она с нуля создала Центр культуры «Камертон», на свой, «непохожий» лад переиначив структуру досугового центра: вместо методистов, инструкторов, завотделами здесь стали режиссёры, редакторы, их ассистенты. Лычкатая двигалась по направлению к театру.

 

NAROD SOBE — возможно ли это?

…В 2000 году, когда Яков Черняк (на тот момент — директор Сургутского департамента культуры) заворожил Тамару Лычкатую идеей создания театра, планы и у него, и у нее были самые радужные. Серьёзность намерений подтверждалась. Прямо на месте, в Сургуте, был открыт курс Российской академии театрального искусства (ГИТИС), который возглавил профессор РАТИ Борис Голубовский. Следующий курс был набран профессором О. Л. Кудряшовым. Обучение — не заочное, наездами, а самое настоящее, стационарное. Преподаватели — именитые: Барташевич, Растоцкий, Ясулович, Исаев, Хмельницкая, Закиров…

— Никогда не мечтала о том, чтобы театр стал делом моей жизни, — говорит наша героиня сейчас. — Слишком тяжёлый крест. Руководить таким организмом непросто: здесь присутствует такая зависимость одного от всех и наоборот! Я вообще считаю, что главным в жизни женщины должна быть семья и дети. К сожалению, я, как многие женщины моего поколения, больше была ориентирована на реализацию в профессии, чем в семье. Так что главным моим делом стал театр. По сути, он был навязан мне судьбой, но он мне дорог, это серьёзная часть моей жизни. По большому счету, мало кому удаётся выбрать своё дело, чаще всего — так складываются обстоятельства. Я очень ответственный человек, поэтому уверена: будь я председателем колхоза, директором детсада — в общем, кем бы я ни была, везде оставалась бы творческим человеком, и любое дело, по судьбе, сделала бы делом своей жизни.

Вот и в те непростые времена Лычкатая работала на износ, презрев происки недоброжелателей. И не зря: творческие ресурсы труппы проявлялись все убедительнее. Наступил момент, когда руководить творческим процессом в театре взялся новый главный режиссёр, выпускник ГИТИСа Владимир Матийченко. Перспективный, молодой (сокурсник и ровесник актёрской труппы), не «варяг», он связал свое будущее с будущим театра. Владимир восстановил спектакли первых лет театра, создал новые собственные спектакли: «Золотая цепь» по Грину, «Молодые люди» Белецкого. К сотрудничеству был приглашен молодой перспективный московский режиссёр Гарольд Стрелков, актриса Инга Оболдина («Мастерская Фоменко»), неординарная актриса Лидия Данильчук и режиссер Ирина Волицкая (г. Львов). Театр концептуально осмыслил собственную стратегию, обозначив его слоганом «Версия молодых». Театр стал получать предложения на участие в престижных театральных форумах России и Европы…

Да, кадровый и творческий голод театру не грозил никогда. Однако в течение пятилетки оставалась нерешённой «проблема крыши». Знатоки понимают, что репертуарный театр, традиционный и глубоко органичный для России, в отличие от бездомной антрепризы, не может существовать без здания, без «намоленной» сцены. Впрочем, это поймёт и неискушённый зритель. Представьте: пять лет театр работал без стационарного помещения, декорации хранились в одном месте, костюмы — еще в трёх. С показами спектаклей труппе приходилось кочевать по сценическим площадкам домов культуры, актовых залов школ… Репетировали актёры в помещении детского дворового клуба.

Все эти пять лет Тамара Лычкатая стремилась разрешить проблему бездомья СМДТ, обивая пороги всевозможных инстанций. Её горячие выступления одних смешили, других вгоняли в недоумение, кто-то из чиновников уже и опасался такой аргументированной и последовательной требовательности. Одним из козырных аргументов Лычкатой была история создания Национального театра в Праге.

...В конце XIX века, понемногу возрождаясь после столетий габсбургского гнета, народ Чехии задумался о национальной идее, о том, как воскресить нацию, язык (на чешском к тому времени разговаривали лишь в глухих деревнях). И консолидирующее начало было найдено — это была идея строительства Национального театра. Деньги на него собирала буквально вся Чехия. Затем, после постройки, театр сгорел — его восстановили, опять же, всем миром. А сцену увенчали словами: NAROD SOBE! Что значило: народ — себе. Этот девиз можно увидеть в театре и сегодня. Сказано ёмко, понятно, и ни у кого вопросов по этому поводу не возникало — даже в бытность Советской Чехословакии. Сейчас Национальный театр прочно врос в чешскую почву, чехи признают его символом красоты и славы Праги.

К чему Тамара Лычкатая рассказывала о чехах? А к тому, что у нас, во времена чистогана, NAROD SOBE чаще всего означает: только самому себе, и мыслью — ничуть не дальше. Не секрет, что в провинции перед профессиональным театром стоит ещё одна проблема, перед которой меркнут все бытоустроительные невезенья. Зрителя пока еще нужно воспитывать, культуру, в том числе и театральную, — пока еще требуется прививать. Что поделать, по объективным причинам целое поколение северян выросло на творчестве агитбригад и КВНов.

— Но, видимо, мы всё же пытаемся перебороть провинциальное состояние души, обречённость второстепенного существования периферии, пытаемся вырваться из пошлого порядка вещей, свойственного для спокойной биологической, «потребительской» жизни... В спектакле Гарольда Стрелкова «Между Адом и Раем» действие развивается в городке Сургисе, медленному умиранию которого жители отчаянно сопротивляются. Но зритель видит: в течение всего спектакля в глубине сцены стоят чемоданы. Московский режиссёр точно уловил главную проблему сургутян: да, у каждого из нас в шкафу — не скелеты, но — чемоданы. Даже отдав Сургуту большую часть жизни и декларируя неизменность своей любви к городу, большинство горожан надеется всё же при удобном случае улизнуть отсюда, относясь к Сургуту как городу-гостинице, пусть даже пятизвёздочной, — говорит Тамара Лычкатая.

…Факт остаётся фактом. Невероятными усилиями Лычкатой СМДТ получил прописку, ему передали здание ДК «Магистраль». Правда, это временное пристанище. Сейчас, когда театр курирует уже не горадминистрация, а окружное правительство, вопрос помещения будет наконец-то решен по-настоящему. В ближайшем будущем центр Сургута украсит новое, современное здание СМДТ, построенное на средства окружного бюджета.

 

Вперед, к своей «Турандот»!

Въезд в новое здание сопровождался открытием нового сезона в СМДТ. Театр заявил новые, сегодня уже любимые зрителями Югры спектакли: «Сирано де Бержерак» и «Гипербореи» Владимира Матийченко, «Анджело» и «Между Адом и Раем» Гарольда Стрелкова, «Ловкая служанка» молодого питерского режиссёра Дениса Шибаева, поэтический спектакль по поэзии Серебряного века, подготовленный Тамарой Лычкатой. В спектаклях заняты не только артисты СМДТ, но и воспитанники нового актёрского курса, который открылся в театре на базе Челябинской академии культуры и искусства. Руководитель курса — Гарольд Стрелков, педагог по актерскому мастерству — Владимир Матийченко.

Параллельно с работой по формированию творческого коллектива театр серьезно и системно работает над воспитанием своего зрителя. По совместной инициативе Тамары Лычкатой и городского департамента образования было налажено сотрудничество театра и школ. Сейчас на спектаклях по классическим произведениям нет недостатка в юном зрителе. В летние каникулы для школяров в театре проводятся тематические экскурсии. А в рамках окружной программы «Дети Югры» труппа СМДТ играет спектакли на всей территории ХМАО.

В то же время готовятся новые премьеры. Владимир Матийченко ставит «Лисистрату» по Аристофану, а Гарольда Стрелкова вдохновил «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Продолжает воплощаться в жизнь и смелый проект «Театр-мост», предполагающий обмен актёрами и мастерами со столичными театрами. Кстати, в работе театра была занята актриса Инга Оболдина, известная зрителю по киносериалам «12 стульев», «Дети Арбата», «Волчица» и т. д. О театре и его руководителе она отзывается так: «Удивительно, что сургутский театр не идет на поводу нездоровой коммерциализации, когда всё делается на потребу непритязательному большинству. Мы опасались, что после пары серьёзных постановок нам здесь скажут: ребята, нужна развлекуха. Но такого не случилось, это и есть действительная творческая свобода! Изначально мы совершенно не ожидали увидеть актёров такого уровня. Увидели. Влюбились! Ведь это начиналось как разовый проект. И вдруг мы так тесно соприкоснулись с творческим коллективом СМДТ. И в какой-то момент осознали, что часть нашей жизни уже переместилась сюда. Мы совершенно не ожидали, что будет такое желание объединяться, осуществлять эксперименты. Мы не планировали такой длительной совместной жизни. Но в творчестве такое происходит».

Происходит, и еще не такое. Труппа театра и Тамара Лычкатая уверены: инкубационный период остался позади, все только начинается. Еще не родился спектакль-«визитная карточка» театра, еще не найдена «Принцесса Турандот» СМДТ — все это у них впереди.

Просмотров : 159

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 4126
 сегодня посетителей 702