Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ

Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

БЕРЕЗИН Александр Владимирович
Директор Ханты-Мансийского колледжа-интерната искусств (Центра искусств для одаренных детей Севера)

628012, Ханты-Мансийск,
Пискунова, 1.
Тел.: (34671) 3-26-32, 3-24-96

Попытки объединить начальное, среднее профессиональное и высшее образования под крышей одного учебного заведения не бывало нигде и никогда. Только здесь первоклашка, у которого нет еще ничего за плечами, кроме первых робких проявлений одаренности, через пятнадцать лет может стать бакалавром искусств, вооруженным опытом и знаниями.

ДЕЛО

Воплощение идеи

Центр искусств для одаренных детей Севера открылся 12 сентября 1997 года. И до сих пор это — единственное учебное заведение в своем роде не только в России, но и в мире. Ведь попытки объединить начальное, среднее профессиональное и высшее образования под крышей одного учебного заведения не бывало нигде и никогда. Только здесь первоклашка, у которого нет еще ничего за плечами, кроме первых робких проявлений одаренности, через пятнадцать лет может стать бакалавром искусств, вооруженным опытом и знаниями.

Но в начале 90-х идея создания Центра искусств в Ханты-Мансийске казалась неосуществимой. Наверное, такой бы и осталась, если бы не активная поддержка губернатора округа Александра Васильевича Филипенко.

Противники идеи говорили: «Давайте сначала построим заводы, поправим экономику. А когда дела пойдут лучше, возьмемся за эту работу». Губернатор же ответил на это: «Мы 80 лет строили светлое будущее! А когда для этого светлого будущего — реального, выраженного в совершенно конкретных детях, надо пальцем пошевелить, мы тут же начинаем мыслить во вселенских масштабах — заводы, фабрики, железные дороги… Можно долгие годы говорить о сохранении, возрождении Югорской земли, ее самобытной культуры. А можно сделать практический шаг: создать такое учреждение — Центр искусств для одаренных детей Севера». Губернатор и ныне частый гость Центра. И именно здесь проходили две его инаугурации.

Учеба

Каждый год преподаватели объезжают города и поселки ХМАО — те, где есть талантливые дети, желающие учиться в колледже-интернате. Претендентам предлагается выполнить несколько несложных заданий: станцевать, спеть песенку, отстучать ритм... Все это снимается на видеокамеру. А уже в Центре большая приемная комиссия отсматривает собранный видеоматериал, выставляет баллы. Самые способные становятся учениками колледжа.

Обучение ведется на трех отделениях: музыкальном, хореографическом и художественном. Кроме обычных школьных дисциплин, в учебный план включены этнография, литература народов Севера, мировая художественная культура, основы сценических искусств и другие занятия. Одна из задач Центра — сохранение и возрождение культуры народов Севера.

Например, юные художники, кроме современного дизайна, изучают традиционные народные промыслы и региональные виды декоративно-прикладного искусства. Кстати, около 15 процентов учеников колледжа — представители коренных народов ХМАО. Чтобы сохранить их национальную самобытность, в школе введены уроки хантыйского и мансийского.

После девятого класса школьников ждут новые испытания, новые экзамены — переход на следующую ступень обучения, позволяющую получить среднее профессиональное образование. Наиболее востребованное на этой ступени — художественное отделение, конкурс на специальность «Дизайнер» доходит до семи человек на место. На хореографическом и музыкальном отделениях конкурс немного меньше, но и туда поступить не так-то легко.

После окончания колледжа прямая дорога — к высшему образованию. В 2002 году на базе колледжа были созданы филиалы трех высших учебных заведений: Российской академии музыки имени Гнесиных, Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Московского государственного университета культуры и искусств. Никаких привилегий по сравнению с другими абитуриентами питомцы Центра искусств не имеют — они сдают вступительные экзамены на общих основаниях. Но благодаря прекрасной довузовской подготовке, чего уж греха таить, их шансы зачастую выше, чем у ребят «со стороны».

Культура и искусство быта

У колледжа есть свое бесплатное общежитие, столовая, медицинское обслуживание, за счет бюджета округа ученики обеспечиваются одеждой, предметами первой необходимости. Впрочем, и ученики городских общеобразовательных школ могут посещать спецкурсы в Школе искусств.

В Центре есть все, что нужно для успешной учебы и развития талантов ребят: хореографические залы, концертный зал на 600 и малый зал на 200 мест, библиотека, спортивный зал, компьютерные классы, художественные мастерские (керамическая, столярная, косторезная, мастерская лазерной обработки природных и искусственных материалов).

Юные музыканты оттачивают свое мастерство на профессиональных музыкальных инструментах. Нет другого образовательного учреждения в России, в котором стояли бы концертные и салонные рояли Stainway и пианино дочернего предприятия Stainway — фирмы Boston. В залах Центра выступали музыканты мирового уровня, например, Спиваков и Гергиев.

Гастроли

Выступления мастеров, конечно, нужны ученикам Центра искусств. Они стимулировали их профессиональный рост, порождали желание тоже выйти на сцену и потрясти зал. Да и вправду трудно музыканту жить и развиваться без обратной связи, без взыскательной и благодарной аудитории.

Учащиеся Центра и сами много выступают. Сначала перед товарищами по цеху, потом перед горожанами и жителями округа. Сегодня воспитанники Центра много ездят с гастролями по России, выезжают и за рубеж.

— В 2001 году состоялся концерт наших воспитанников в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, — рассказывает директор колледжа-интерната искусств Александр Владимирович Березин.

— Мы участвовали в презентации ХМАО в зале Совета Европы в Страсбурге. Играли в Доме музыки и конгрессов в женевском отделении ООН. В середине 2006 года ансамбль русских народных инструментов Центра искусств побывал в Куала-Лумпур (Малайзия) на 27-м Конгрессе международного общества по музыкальному образованию. А в 2007 году творческая делегация из нашего Центра приняла участие в Днях российской культуры «Славянская весна» в городе Римини (Италия). Мы сотрудничаем с фондом «Новые имена» Иветты Николаевны Вороновой, а у нее хорошие связи с фондом «Русская культура» в городе Гютерслоу (ФРГ). И вот мы уже пять лет ездим на гастроли в этот немецкий город. Но самый масштабный концерт с нашим участием состоялся в мае 2007 года — в зале приемов ООН в Нью-Йорке.

ИМЯ

Александр Владимирович Березин родился на Украине, в Киеве окончил Национальную музыкальную академию. Еще студентом, занимаясь по классу баяна, стал он лауреатом республиканского, а потом и международного конкурса как исполнитель на народных инструментах. Затем несколько лет Александр был «на первых ролях» в составе ансамбля русских народных инструментов.

В 1997 году Березина пригласили работать в одном из самых перспективных образовательных проектов России — Центре для одаренных детей Севера. Александр Владимирович оказался в первом «десанте» приглашенных преподавателей, прибывших в строящийся Центр на помощь генеральному директору Владимиру Ивановичу Николаевскому.

Создание универсального музыкального центра ХМАО предполагало активную концертную деятельность. Так что преподавательская работа не отменяла исполнительской практики. Скорее наоборот.

Первое время новоиспеченный преподаватель по классу баяна давал несколько десятков концертов в год. Потом — меньше: со временем у Березина прибавилось обязанностей — два года преподаватель и соло-баянист директорствовал в концертном комплексе Центра. Впрочем, как только «бумажные» дела позволяли, Александр Владимирович с удовольствием возвращался к любимому инструменту.

Когда одно из подразделений центра — колледж искусств и культуры — стало отдельным юридическим лицом, лучшего кандидата на должность директора, чем Березин, не нашлось. Он вспоминает, что его, будто плохо плавающего, «бросили в большую воду» — назначили за два месяца до аттестации. Но справился. А два года назад, когда Николаевский ушел на пенсию, новым директором Центра для одаренных детей Севера стал Березин.

Своей главной задачей он видит: любыми средствами сохранить профессорско-преподавательский состав — опытных, творческих педагогов. А талантливые, одаренные дети найдутся всегда, считает Березин.

У Александра Владимировича в семье все музыканты. Жена работает в Центре преподавателем по классу домры, а двенадцатилетний сын, хоть и учится в обычной школе, шестой год занимается в классе ударных инструментов у заслуженного работника культуры Владимира Васильевича Шатских. Его выбор — ксилофон, вибрафон, малый барабан.

Сейчас Березин затеял и реализует большой проект «Антология музыкального исполнительства». Будут выпущены тематические диски с записями духового оркестра и оркестра русских народных инструментов, джаз-ансамбля и хора. Эта серия отразит все разнообразие музыкальной жизни Центра.
Одно жаль: времени для верного баяна совсем не остается.

Просмотров : 213

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 4142
 сегодня посетителей 706