Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

СТЕПАНОВА Людмила Васильевна
Директор Ханты-Мансийского государственного музея природы и человека

628012, Ханты-Мансийск, ул.Мира,11
Тел.: (3 4671) 2-12-01, 2-12-31

Делать музеи трудно. Но я думаю, что объять кажущееся необъятным можно. Главное — хотеть это сделать и верно распределить силы. И если стремишься к цели — все выйдет!

 

ДЕЛО

Возраст первого шага

В конце 1935 года старый барак Рыбтреста на улице Комсомольской рабочего поселка Остяко-Вогульска неожиданно стал… культурным центром недавно созданного Остяко-Вогульского национального округа: сюда, помимо двух библиотек, поместили окружной историко-краеведческий музей. 4 ноября 1936 года в музей вошли первые посетители.

История краеведения в округе началась тремя годами ранее — в 1932-м, когда Президиум Уральского исполкома постановил: создать музей и выделить для него из Тобольского музея экспонаты, касающиеся Югорской земли. В октябре 1940 года Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск, и музей стал называться Ханты-Мансийским.

— В те смутные времена, — рассказывает Людмила Васильевна Степанова, нынешний директор музея, — пополнение коллекции шло особенно активно: люди сдавали предметы быта, культуры, фамильные вещи — часто не по своей воле, по принуждению начальства и силовых структур. Но именно тогда музей обрел — и сохранил для нынешних поколений — многие экспонаты, имеющие исключительную этнографическую, историческую, культурную ценность. Среди них жертвенные покрывала, богатырские шапки, шаманские халаты и многие другие предметы культа.

 

Возраст самостоятельной охоты

Вторая «волна» в развитии Ханты-Мансийского окружного музея случилась в 50-х: прожив первые послевоенные годы под опекой Тюменского областного краеведческого музея, сохранив и приумножив свои коллекции, с начала 1952 года музей начал активную работу. В это время были заложены основы обширной научной деятельности музея: налажены первые связи, реализованы первые проекты. В 1956 году, совместно с Академией наук СССР, сотрудники музея организовали первую экспедицию в Приказымье, в ходе которой обнаружили более 40 археологических памятников, собрали богатый этнографический материал. В 1958 у музея появилось первое собственное издание — «Краеведческий сборник».

При этом огромный культурно-образовательный потенциал музея так и оставался нереализованным: экспозиция музея все еще находилась в том самом бараке Рыбтреста, совершенно непригодном для выставочной деятельности... Правда, в 1953 году музей наконец получил собственное фондохранилище — новое, специально приспособленное, со стеллажами и полками. Это было большой радостью, но… Настоящий дом окружной краеведческий музей обрел только в 1985-м, когда, вместе с Государственным архивом Ханты-Мансийского автономного округа, переехал в новое капитальное здание на улице Мира…

Сегодня в распоряжении музея — современное, специально реконструированное трехэтажное строение с экспозиционной площадью более полутора тысяч квадратных метров, которое было полностью передано музею в 1998 году. В июне 1997 руководителем музея стала Людмила Васильевна Степанова, а в мае 1998 года, постановлением губернатора ХМАО А. В. Филипенко, Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей был реорганизован в музейный комплекс «Государственный музей природы и человека». Именно тогда была четко поставлена основная задача современного музея — сделать Ханты-Мансийск историко-культурным центром региона, а главное — сформировалось идеологическое основание его работы: стать связующим звеном между прошлым, настоящим, будущим Югры…

 

Возраст белого шва

Первое подтверждение собственной уникальности музей получил еще в 1941 году — от известного этнографа Н. Ф. Прытковой, сделавшей научное описание коллекции музея. Можно представить себе, насколько ценна коллекция сегодня, почти 70 лет спустя. В фондах музея хранится около 100 тысяч экспонатов — палеонтологические, археологические, этнографические находки, документальные и письменные источники, фотографии, редкие  книги.

Особая ценность музея заключена уже в самом предмете исследования: в частности — в культуре и быте коренных народов Югры. Финно-угорская группа, к которой этнически принадлежат ханты, манси, ненцы, считается одной из древнейших на земле. Финно-угры расселились из Приуралья и Поволжья до Прибалтики и северной Скандинавии еще в I веке нашей эры, и почти невозможно поверить в то, что их прямые потомки, наследники и хранители древних традиций и обычаев, до сих пор живут рядом с нами. Более того, жизненный уклад многих родовых поселений, расположенных на территории ХМАО-Югры, за несколько тысячелетий претерпел только незначительные изменения, и изменения эти по большей части начали происходить совсем недавно — в начале прошлого века, в годы освоения Севера…

В этом смысле показательна история одного из ценнейших экспонатов музея — изображения руки  покровительницы всех женщин — богини Вут-ими, или, как еще ее называют, Серебряной бабы. По легенде, Вут-ими — своенравная дочь верховного бога Нуми-Торума — после сотворения Неба и Земли поселилась в верховьях реки Казым (Белоярский район ХМАО-Югры), став владычицей земель, простирающихся вокруг.

Людмила Васильевна Степанова рассказывает, что для нее и ее коллег появление Вут-ими в музее — до сих пор большая загадка.

— Мы обрели ее в 2001 году, благодаря случайности, достойно продолжившей древний миф о своенравной богине. В одной из экспедиций наши этнографы получили в дар от местных людей ларец, в котором некогда хранилась фигурка Вут-ими, со словами: «Казымская богиня у вас, пусть духи, живущие в ларце, хранят ее…» Ни в одном из журналов учета, ни в одном из списков экспонатов, которые в течение многих лет тщательнейшим образом составляли работники музея, не было упоминания о Вут-ими.

Можете представить себе удивление и радость этнографов, которые, вернувшись из стойбища, действительно нашли Серебряную бабу в хранилище!

Сегодня Вут-ими является центром выставки «Мифологическое время», целиком построенной на сюжетах и образах, взятых из мифов и легенд коренных народов Севера. Это — первая часть основной стационарной экспозиции «Связь времен», созданной сотрудниками музея совместно с коллективом АНО «Этнографическое бюро» города Екатеринбурга.

— «Мифологическое время» завораживает и взрослых, и детей, — рассказывает Людмила Васильевна. — Мы же все выросли на сказках! Экспозиция — это не просто ряд экспонатов, здесь используются цвет, свет, звуки, запахи — для того, чтобы каждый посетитель смог забыть про «здесь и сейчас», с головой окунуться в таинственное время мифов и легенд, стать не посетителем — участником и героем экспозиции…

Авторы «Мифологического времени» проделали огромную работу по обработке фондов музея, поиску и систематизации информации о каждом экспонате. Но Людмила Васильевна не перестает удивляться прежде всего огромному творческому потенциалу всех, кто сегодня работает в музее и для музея.

— Есть у нас очень интересный экспонат — скульптура Золотого Лиса. По хантыйскому поверью, в Золотого Лиса превращается Мир-суснэ-хум, в буквальном переводе — «смотрящий за миром», младший из семи сыновей Нуми-Торума, покровитель человеческого рода и посредник между людьми и богами.

Золотой Лис символизирует зарождение жизни — считается, что Мир-суснэ-хум спускается с небес для того, чтобы принести радостную весть женщине, зачавшей ребенка.

Елена Перевалова, кандидат исторических наук, пересказала миф о Золотом Лисе, записанный ею в ходе одной их экспедиций, а тобольский скульптор, косторез Тимергазей Минсалим на основе этого пересказа сделал фигуру Лиса и подарил ее Людмиле Васильевне Степановой, недавно потерявшей мужа — чтобы жизнь ее и музея продолжалась…

Экспозиция «Историческое время» — вторая составляющая общей экспозиции «Связь времен» — полная противоположность и необходимое дополнение времени мифологическому, «материальная» история Обь-Иртышья: от палеолита до наших дней. Здесь представлен самый уникальный экспонат музея — позвонок мамонта, пробитый копьем человека.

— Позвонок был найден в районе поселка Луговское, в 20 минутах езды от Ханты-Мансийска, — рассказывает Людмила Васильевна. — Это очень важная археологическая находка, которая произвела в научном мире настоящую сенсацию. Ученые России и Германии, проведя все необходимые исследования, установили возраст находки и доказали: древнейшая «северная» стоянка палеолитического человека находилась в районе Ханты-Мансийска, а не на территории Томской области, как считалось ранее.

Теперь Людмила Васильевна Степанова мечтает создать музейно-туристический комплекс на том месте, где была сделана удивительная находка.

— Мы даже название для нового музея придумали: «Мамонтово» — в честь древних животных, которые обитали на этой земле много тысяч лет назад. Югра — уникальное место, и мы должны открыть ее для людей!

Еще один замечательный экспонат — полный скелет трогантериевого слона, непосредственного предка мамонта. Таких скелетов в мире всего четыре, и один из них найден в обрыве Иртыша на территории ХМАО и хранится в Ханты-Мансийском музее природы и человека.

«Связь времен» — основная стационарная экспозиция Музея природы и человека — находится в постоянном развитии: сюда помещаются вновь привезенные экспонаты, здесь воплощаются в жизнь новые идеи сотрудников музея. Сегодня в рамках «Связи времен» рождается новая экпозиция — «Ритм биосферы».

— Эта выставка — о взаимодействии Человечества и Природы, — рассказывает Людмила Васильевна. — О том, что сделал на Земле человек — хорошего, плохого ли… Хочется, чтобы выставка осталась открытой, незавершенной, живой. Посетитель, пройдя по ней, должен понять: она будет иметь, должна иметь продолжение — так же, как и жизнь на земле. И задуматься: с чем он пришел на землю древнего народа, что останется здесь после него? Поэтому мы стараемся, чтобы экспозиция была интересна всем — и 70-летнему старику, и студенту, и малышу, только начинающему лепетать…

 

Возраст своей пенсии

Экспозиция «Связь времен» уникальна еще и тем, что она — единственная в России — имеет виртуальный аналог, адаптированный к базе данных музейных фондов. Это значит, что каждый посетитель может получить подробную информацию обо всех экспонатах музея — и тех, что выставлены или находятся в хранилище, и тех, которые недавно привезены этнографами из экспедиций и еще ждут специального оформления. В таком творческом, интерактивном подходе Людмила Васильевна видит главную причину успешности начинаний музея.

— Мы не просто выставляем экспонаты, а разрабатываем целые программы, проекты, которые имеют продолжение, — например, проект «Этнографика» (этнография + графика).

В 2004 году мы впервые пригласили студентов-дизайнеров архитектурной академии Екатеринбурга поехать вместе с нами в Приказымье, на стойбище — для того, чтобы они, получив максимально полное представление об этнической культуре, быте, философии жизни, в дальнейшем смогли использовать этот опыт при создании своих работ. Новое поколение северян должно научиться жить в гармонии с природой!

Огромный интерес, проявленный студентами, преподавателями, этнографами к проекту, привел к тому, что в этом году стартовала уже  Этнографика-3». Студенты разработали для проекта фирменный стиль и логотип, уже защищены первые дипломные работы, подготовленные на материале «Этнографики»…

Из этого проекта «родился» еще один, специальный детский этнографический проект «Самая красивая песня». Идею для его создания мы почерпнули в сказке, услышанной от старика-ханта во время первой «Этнографики». Сказка такая: жили три брата, охотник, рыбак и ремесленник. Каждый занимался своим делом — и каждый пел свою песню. Однажды братья поспорили: чья работа самая лучшая, чья песня самая красивая — да так поспорили, что чуть было не сломали свой дом. К счастью, братья вовремя поняли, что самая красивая песня — та, которую поют вместе…

Проект «Самая красивая песня» состоит из нескольких разноплановых творческих мероприятий для детей, объединенных одной общей темой — этнографией. Разработчики проекта считают: эта структура помогает сформировать в сознании ребенка наиболее целостную этнографическую картину.

В первый раз проект был реализован в Ноябрьске, в марте 2006 года, на базе новой этнографической экспозиции городского музея Ноябрьска «Белая песня». Музей природы и человека привез в Ноябрьск мобильную выставку игрушек — причем часть экспонатов была выставлена в специальной интерактивной витрине: их можно было взять в руки, потрогать, поиграть с ними… Сотрудники музеев знакомили детей с жизнью, бытом, традициями коренных народов, художники провели серию мастер-классов, посвященных особенностям мировосприятия хантов, манси, ненцев, кроме этого, дети научились шить традиционную куклу «Акань», рисовать орнаменты, низать бисер…

В Музее природы и человека прошел и первый в России фестиваль музейных полевых идей — «Музейная полевая биеннале» — в 2005 году музей принял на себя ответственную миссию возрождения забытой традиции академических и музейных конференций по итогам сезона.

Полевое бьеннале интересно тем, что здесь ученые, этнографы, сотрудники различных музеев представляют предварительные результаты полевых исследований. Здесь делятся идеями, выдвигают гипотезы, общение идет буквально «по горячим следам» — настоящий праздник музейного дела Югры!

ИМЯ

Под руководством Людмилы Васильевны Степановой Государственный музей природы и человека ХМАО-Югры живет и работает вот уже десять лет. В ее судьбе эти годы — логическое продолжение цепочки жизненных событий, как она говорит — «ниточки», которая всю жизнь вела ее к музею… Первым серьезным увлечением Людмилы, ученицы средней школы села Прасковея Буденовского района, был маленький, школьный музей — в котором она, начав с «должности» экскурсовода, к десятому классу стала куратором. После школы было замужество, переезд в Среднюю Азию, и — краеведческий музей, где Степанова проработала 6 лет, с увлечением собирая материал по культуре и быту туркмен-иомудов. На Севере, в Сургуте, куда Людмила Васильевна поехала вслед за мужем-механизатором, участвовавшим в строительстве газопровода Вынгапур — Челябинск — Омск, на ее пути снова встретился музей — небольшой, существующий «на общественных началах». С годами он стал муниципальным Краеведческим музеем города Сургута…

В 1997 году Степанову пригласили работать в Ханты-Мансийск, и за новое дело она взялась, конечно же, с огромным удовольствием.

— Делать музеи трудно, — признается Людмила Васильевна. — Но я думаю, что объять кажущееся необъятным можно — главное, хотеть это сделать и верно распределить силы. И если стремишься к цели — все выйдет!

Просмотров : 221

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 138
 сегодня посетителей 40