Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     19.12.2007


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Новый номер журнала «Следующий шаг»



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

САЛАХОВ Валерий Шейхевич
Директор гимназии «Лаборатория Салахова»

628417 Сургут, Бульвар Свободы,6
Тел.: (3 462) 24-77-83, 52-56-86,
52-56-87
gls@admsurgut.ru

ДЕЛО

Предмет лабораторных изысканий

Сейчас мало кто вспомнит, какие страсти кипели вокруг создания в одном из микрорайонов города Сургута гимназии-лаборатории Салахова. Тогда, в 1991 году, окрестные жители были возмущены, что под гимназию предназначена только что отстроенная школа. Необходимость такого шага была очевидна далеко не для всех. Прошел лишь год с тех пор, как министерство образования утвердило программу по созданию альтернативных образовательных учреждений для одаренных детей. Опыта систематической работы с одаренными детьми, которые собраны под эгидой одной школы, или, другими словами, опыта элитного образования, по существу, тоже не было. Кроме, разве что, физматшкол при Московском и Новосибирском университетах. По правде сказать, на излете советской эпохи, все, что сопрягалось с понятием «элита», вызывало крайне негативный отклик у населения. Только немногие специалисты знали, в чем состоит суть «элитного среднего образования».   

Поэтому любой гимназии и любому лицею, возникшему на почве альтернативного образования, еще требовалось состояться. И основой состоятельности для элитной школы могла быть только вдумчивая, целенаправленная, кропотливая работа-эксперимент. Успешная гимназия сродни лаборатории.

Со временем гимназия-лаборатория Салахова стала визитной карточкой растущего как на дрожжах деятельного города. Методические программы и практики, обкатанные здесь, приживаются и успешно работают в других школах как города, так и России. С позиции стороннего наблюдателя ясно, что учиться, равно, как и обучать, в такой гимназии весьма престижно. В экспериментальной школе Салахова учатся все — и ученики, и педагоги. Требования педагогов высоки, а их собственная работа оценивается особой службой контроля.

Одаренность требуется реализовать

— Еще в советское время, вдохновленный примером Царскосельского лицея, я был сторонником особого, углубленного гимназического образования, — рассказывает директор первой сургутской гимназии Валерий Шейхевич (в Сургуте его чаще всего называют  Валерий Михайлович) Салахов. — Сегодня обществу нужны активные, ищущие, социально и профессионально конкурентоспособные личности. Ребенок, одаренный от природы, должен иметь возможность развивать свои задатки. Но сначала, до того, как он начнет самоопределяться, важно заложить фундамент. Почувствовав, узнав азы, он может выбирать. Тогда обучение становится в радость, и не возникает умственной лени: а! лучше завтра, чем сегодня.

А в обычной школе как? Допустим, есть простой учебник математики. Один учебник, один учитель, один подход. Тогда как у нас шесть уровней изучения предмета, отличающихся по сложности. Ученик может выбирать не только свой уровень, но и своего преподавателя.

При желании, по окончании школы, наш выпускник может сократить  срок своего высшего образования и быстро включиться в реальную жизнь. Мы провели специальное исследование среди выпускников гимназии прежних лет, уже получивших диплом о высшем образовании. Оказалось, более трехсот человек из них совсем не учились на первом курсе. Через две недели после поступления они выходили на аттестацию, и затем продолжали обучение уже на втором курсе. 70 процентов наших выпускников окончили вуз с красными дипломами.

 

Альтернативное образование начинается с выбора. Во-первых, между гимназией и обычной средней школой. Далее, обучаясь в старших классах гимназии, подросток продолжает выбирать: между направлениями, предметами, уровнями сложности и преподавателями. Получается так, что гимназист не влачится на поводу у вялотекущей школьной программы и не подчиняется слепо указке учителя. По возможности, сам, осознанно, исходя из личных ощущений, прокладывает маршрут в универсуме знаний. Здесь и сходятся главная трудность и главный интерес гимназического образования. И одновременно, здесь различимы контуры некой воспитательной сверхзадачи, стоящей перед педагогическим коллективом гимназии-лаборатории Салахова. Создать такой внутренний климат, в котором бы одаренные дети привыкали к ответственности за принятые решения и, вместе с тем, открывали бы и развивали в себе новые возможности, или, проще сказать, открывали бы самих себя — само-познавали. Мало только сообщить гимназистам достаточную для поступления в вузы сумму информации по избранным дисциплинам. В основе элитного образования лежит особая внутренняя дисциплина самопознания. Судьба человека в современном мире лишь в малой степени определяется наличием интеллектуальных способностей и восприимчивости к знаниям. Одаренность еще требуется реализовать. А это по силам только инициативной, самосознающей, ответственной личности. Тому, кто знает свои возможности, приоритеты и недостатки. Это знание вкупе с позитивным настроем на развитие и образует современного конкурентоспособного человека.

В гимназии-лаборатории Салахова идет постоянная наработка и апробация обучающих методик, которые  избавляют гимназистов от пассивной «зубрежки» и догматизма  и формируют у них умение использовать полученные знания в реальной жизни. Сам Валерий Шейхевич подчеркивает, что образованный тот, кто видит алгоритмы движения, умеет сопоставлять, в любой области занятий проявляет инженерную мысль.

Школьный уклад

На территории гимназии компактно расположены три учебных корпуса. В каждом — свои правила, свой распорядок дня.

В прогимназии «Алиса», куда дети приходят с пяти лет, обучение еще не отделено от игры. Увлекательно проводя время, малыши знакомятся с такими взрослыми вещами, как информатика, физика, риторика, мифология, этика. Начинают изучать иностранный язык и даже играть в шахматы.

В соседнем корпусе, где обучаются дети постарше, осуществляется постепенный переход от игры к осознанию своих способностей и интересов. Уже с младших классов дети начинают привыкать к кабинетной системе, к регулярным зачетам по пройденному материалу.

«Новое — хорошо забытое старое». В результате многолетних наблюдений, педагоги пришли к выводу, что девочки в начальной и средней школе развиваются быстрее и  ведут себя на уроках активнее, чем мальчики. В результате мальчики, обучающиеся в смешанных классах, остаются на вторых планах, в них развивается нерешительность и умственная лень. А бьющая через край энергия мальчишек, вместо того, чтобы стать двигателем обучения, становится причиной для беспокойства учителей и родителей. А когда в классе одни мальчишки, они за урок успевают сделать на 30 % больше, чем девчонки. Поэтому в гимназии Салахова введено раздельное обучение для этой возрастной группы. В старших классах, где обучение уже смешанное, мальчики становятся лидерами, заводилами, организаторами и, что не маловажно, относятся к девочкам с бóльшим вниманием и уважением - больше ценят «слабый» пол.

Обучение старших гимназистов ведется по трем основным направлениям: техническому, химико-биологическому и гуманитарному. Ограниченность данных направлений преодолевается за счет кафедрального принципа: то есть, овладев неким стандартным объемом информации, любой ученик, по своему желанию и разумению, может определиться и подналечь на приоритетные дисциплины. Зачастую выпускники гуманитарного направления поступают в технические вузы и успешно там учатся. Те, кого интересуют области знаний, лежащие вне школьной программы, посещают факультативы.

В гимназии есть свой театр, телестудия, мультимедийный кабинет, небольшой издательский центр, выпускающий газету «Путь гимназиста» и исследовательский журнал «Грани». Большое внимание в гимназии уделяется здоровью и физическому развитию: есть все возможности для занятия спортом. Гимназическая секция по туризму предприняла уже несколько экспедиций в неисследованные районы Урала и Восточных Саян. Остается добавить, что при каждом корпусе действует своя столовая (где кормят, как дома, а может, и лучше) с собственным штатом поваров.

ИМЯ

С конца прошлого века в стране всерьез стала обсуждаться тема инновационного развития экономики и при этом мало кто вспоминает, что первопроходцами в отечественной инноватике были представители сферы образования. Те, кто уже в конце 90-х задумался о переустройстве системы общего образования в целом. Целую жизнь – 45 лет в педагогике! -  директор сургутской экспериментальной гимназии Валерий Шейхевич Салахов ищет верное содержание образования и строит его организационно-управленческие формы. Длительность и качество его профессионального и жизненного эксперимента дают ему  возможность системно работать с нетривиальными подходами, создавая основу для больших перемен.

 

Родился Валерий Шейхевич в деревне Альгешево Чебоксарского района Чувашской АССР.

— В том, что и как я делаю, есть большой вклад моих родителей. У мамы был твердый и добрый характер. Участница войны, она не получила образования, прожила трудную жизнь. Мама часто говорила: «Сынок, пока есть возможность, надо делать то, что ты можешь. Не обманывайся – в глаза тебе говорят одно, но за глаза могут сказать другое. Анализируй сам, думай сам». 

Уже в средней  школе состоялись первые встречи с настоящими педагогами.

— Был у нас такой предмет — «Основы Дарвинизма». Вызвали меня к доске, я рассказал всё, что знал о происхождении человека, с точки зрения учения Дарвина. Получил «пять». И, уже возвращаясь на место, заметил: «…А я все же не верю, что человек произошел от обезьяны!» А учительница повернулась ко мне и говорит: «А ты думаешь, я верю? Я тоже не верю, но это надо знать. Запомни, Валера, на всю жизнь: есть вещи, в которые ты веришь, и вещи,  в которые не веришь, но знать ты должен всё».

Очень повезло Валерию Шейхевичу с преподавателями и в пединституте. Со студентами работали известные математики и физики: Фихтенгольц, Очан, Муравин, Маргулис, Авербух. Однако насладиться вольной студенческой жизнью Салахову не пришлось — учился заочно. Ему досталась судьба быть старшим в семье: сестра и брат младше на десяток лет, мама болела, отец — инвалид третьей группы. Пришлось рано начать работать: с тринадцати лет шил тапочки на продажу.

Опыт собственной педагогической деятельности  начался с работы в интернате. Тогда Валерию не было и восемнадцати, некоторые выпускники  были на год старше его. Читал математику, физику, черчение, астрономию. В последующие годы Салахов работал в школах разных типов: в общеобразовательной, в санаторной, был директором в интернате для детей с задержкой умственного развития и преподавал там математику. Параллельно экстерном (за два года) окончил второй вуз по специальности «олигофренопедагогика и логопедия».

— Олигофренопедагогика — одна из моих специализаций. Меня интересовало, каким образом те или иные недостатки, связанные с органическим поражением головного мозга, способствуют или мешают усвоению точных наук. Мы на серьезном уровне, в рамках государственной программы, проводили обучение детей-даунов. Раньше такие дети были только в системе здравоохранения. Сегодня же их обучают образовательные структуры. Ответственно могу сказать: плохими дети не рождаются, с какими бы они недостатками не были. Плохими их делают изъяны в образовании и воспитании.

Работая в интернатной системе, я получил бесценный организаторский опыт. В середине 60-х было принято решение о частичном закрытии детских домов, и в интернаты перевели детей из детских домов, да еще с разных территорий. В Макеевку приехали дети из Средней Азии и из Одессы. Маленькие одесситы привыкли воровать, а ребятишки из Средней Азии даже не знали, что такое санузел. 650 детей, из них 150 — дети-сироты. Я анализировал возможности, решал нелегкую задачу: и напоить, и накормить, и одеть. После повышения цен на масло, молоко, хлеб (в период «Хрущевской оттепели») на питание в день нужно было 1 рубль 22 копейки, а мы получали 82 копейки. Пара обуви на 8 месяцев, да 3 рубашки на 2 года. Вот тут надо было покрутиться.

 

Так происходила закалка педагога-экспериментатора и управленца. На первый взгляд кажется странным, что исследования и эксперименты в области олигофренопедагогики, потом выведут на изыскания технологий и методов работы с одаренными детьми. Но если вдуматься — в обеих ситуациях результат возможен только при  индивидуальном подходе, наличии исключительных методов в работе с необычными детьми. И тот, кому удается получать позитивные результаты в обучении  детей-даунов, детей с психическими задержками в развитии, интуитивно чувствует особенность, индивидуальность каждого и уж точно знает,  как с ней работать.

 

В 1976 году, в общем-то, случайно, как говорит Валерий Шейхевич, семья Салаховых переехала из теплой Макеевки в северный Сургут. Болела дочь, и медики посоветовали переехать в район с суровым и сухим климатом. Салаховы думали, поживут здесь года три, но «задержались» вот уже больше чем на  тридцать лет.

— Когда я приехал, в городе родился 70-тысячный житель, представляете? Сургут рос прямо на глазах. Строился, что важно, не вахтовиками, а самими жителями. Сейчас это большой и своеобразный город. Большинство сургутян умны, образованы, активны, имеют твердые жизненные позиции. Здесь сосредоточен большой интеллектуальный потенциал. Сургут — особенное место, место, где сбываются мечты.

Сургутский период жизни Салахова связан в большей степени с проектами, исследованиями в области элитного образования. Здесь, почти на краю земли, он планирует и готовит базу для открытия международной физико-математической школы. Потом участвует в создании десятой школы, с солидной спортивной базой, с углубленным изучением английского языка и гуманитарно-художественных предметов. В эту школу стремились попасть многие. Еще пять лет посвящает развитию системы городского образования. В 1991 году мечты действительно начинают сбываться — открывается Сургутская общеобразовательная гимназия, образцовая школа для детей и подростков. Появляется возможность осуществить концепцию элитного образования. Валерий Шейхевич вспоминает:

— Было много попыток, были и неудачи, и интриги, и перипетии. В конце концов, приехала комиссия из центра и решила: гимназии быть, если я стану ее директором. Естественно, я согласился. О чем не жалею.

В 1997 гимназия получает новое имя — Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова, и смысл этого переименования — не потешить тщеславие директора, а продемонстрировать абсолютную ответственность автора за результат деятельности, которую совершает коллектив.

Несколько раз Салахова приглашали работать в министерство, предлагали открыть интернат в Подмосковье, а в 2000 году — создать экспериментальную школу, где работали бы  учителя года России…
— Знаете, я многое отдал Северу. Москва, конечно, дело хорошее - но доказывать, что ты действительно можешь, интереснее здесь. И не столько доказывать, сколько проверять на прочность правильность собственных убеждений.

Просмотров : 218

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 379
 сегодня посетителей 70