Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     26.04.2008


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
приглашение в проект
участники проекта
время Сибири
анкеты проекта
письма и рекомендации
СМИ о проекте



отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ




Следующий Шаг. Новый номер!



Томск


  КТО есть КТО в Большой Сибири. ХМАО-Югра 
 по фамилии  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
 по организации  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 


Резюме

МАЙОРОВ Алексей Николаевич
Заместитель председателя правительства ХМАО — Югры по вопросам образования, науки и внешним связям

628006, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5
Тел.: (34671) 9-28-43, 9-23-85
raishevaSA@admhmao.ru


За последние годы в Югре сделаны серьёзные вложения в материально-техническую базу образовательно-научного комплекса. Теперь необходимо переходить от финансирования инфраструктуры к формированию человеческого потенциала.


ДЕЛО

 

Масштабные задачи и наличие ресурсов для их решения — сочетание этих двух факторов привлекает в Югру профессионалов высокого класса. Алексей Николаевич Майоров, доктор педагогических наук и специалист по управлению образовательными системами, впервые приехал в Ханты-Мансийск в 1992 году. Работал с общеобразовательными школами как консультант по развитию, был советником губернатора. В 2006-м, по приглашению Александра Филипенко, занял должность заместителя председателя правительства ХМАО — Югры по вопросам образования, науки и внешним связям.

«Здесь можно сделать многое из того, что я умею и знаю», — так объясняет Алексей Майоров свое решение переехать из Москвы на Север. Привлекла и возможность расширить профессиональную сферу, кроме департамента образования и науки, зампред курирует работу трёх структур: двух комитетов — по молодёжной политике и по внешним связям, а также службы по контролю и надзору в сфере образования.

 

Классный час

В 2007 году для объективной оценки положения дел в образовательной сфере ХМАО были привлечены эксперты Всемирного банка. В их заключении говорилось, что отрасль в регионе динамично развивается, ориентируясь на потребности населения и экономики. В иерархии целей, подчёркивает Алексей Майоров, на первом месте — удовлетворение запросов жителей округа. Потом, уже следующим шагом, речь может идти о повышении экономической эффективности отрасли и других результатах.

Зная ситуацию в других регионах России, Алексей Николаевич отмечает: ещё в 90-х в округе была хорошо развита система психолого-педагогического сопровождения в школах. Дети, которые при других условиях ушли бы из системы образования, в Югре продолжали обучение в обычной школе. Однако введение новых методов оценки знаний — например, ЕГЭ — проявило неожиданную проблему. Слабые ученики снижают общие результаты — по сравнению с теми территориями, где происходит отсев. Теперь предстоит найти выход: как сохранить детей и одновременно улучшить показатели.

— Не менее сложная проблема — переизбыток ставок в школах, — добавляет Алексей Майоров. — Получается, что на каждого учителя приходится ещё как минимум один человек — психолог, логопед, администратор. Это отголоски устаревшей системы финансирования, когда директору школы легче было выпросить новую ставку, чем повысить зарплату учителю. Мы сейчас корректируем систему оплаты труда, штатное расписание, чтобы освободившиеся средства направить на повышение заработной платы.

Этот шаг — лишь промежуточный этап реформы. В перспективе образовательные учреждения округа должны перейти на полноценную штатно-окладную систему. Она учитывает не только те часы, которые учитель проводит в классе, но и подготовку к урокам, дополнительные занятия, экскурсии и так далее:

— Предположим, один час учебных занятий равен двум часам подготовки к урокам. Определено общее количество часов в неделю. Таким образом, мы выстраиваем справедливую и понятную систему. Плюс обеспечим учителя удобным рабочим местом — столом, компьютером, — чтобы он всё делал прямо в школе. Не будет свободного графика, зато повысится зарплата и эффективность труда.

 

Кем быть, каким быть

Важными шагами, предпринятыми Алексеем Майоровым на посту зампреда, стало создание службы по контролю и надзору в сфере образования, а также центров оценки качества образования и изучения рынка труда. Задача последнего — определить реальные потребности региона в подготовке кадров:

— Пока можно говорить о слабой ориентированности образования на запросы рынка труда. А нам, безусловно, нужно заниматься опережающим обучением. Скажем, планируется в ближайшие три года построить более 130 детских садов — значит, можно прикинуть, сколько понадобится воспитателей, набрать дополнительные группы. А если речь идёт о более сложных проектах? Например, Приполярный Урал, развитие лесной отрасли, проекты в сельском хозяйстве: какие специалисты понадобятся, в каком количестве, с каким уровнем знаний? Необходимо заранее знать ответы на эти вопросы, а затем увеличивать региональный компонент в профессиональном образовании.

Ещё полтора десятка лет назад на территории округа не было ни одного вуза. Сейчас каждый год открывается до десяти новых специальностей и направлений. На повестке дня — качество подготовки. Одна из мер — реструктуризация обширной филиальной сети. Практика, когда филиалы занимаются подготовкой «юристов — экономистов» по заниженным ценам, будет прекращена, а вот с серьёзными вузами правительство готово сотрудничать.

Есть идеи и по поводу целевой подготовки югорских студентов в других регионах. Схема такая: человек берёт кредит в банке (на обучение, проживание), невозврат средств страхуется. Если молодой специалист возвращается в округ, регион в течение трёх лет возвращает за него кредит. Выбирает молодой человек другое место для проживания — рассчитывается с банком сам. Такой подход, считают разработчики, имеет несколько плюсов. Гражданин может взять кредит под минимальные проценты — ведь фактически деньги выдаются под гарантии правительства. Округ получает действительно востребованных специалистов, потому что трудоустройство — забота самого выпускника, следовательно, он будет выбирать профессию с реальной перспективой найти работу.

 

Программа действий

Югра — один из немногих регионов, где комитет по молодёжной политике сохранился как самостоятельная структура.

— Успешно идёт реализация жилищных программ: в 2007 году в них было вложено пять миллиардов рублей, и количество молодых людей, обеспеченных собственным жильём, увеличилось в разы, — рассказывает Алексей Николаевич. — Однако в целом молодёжная политика «говорит» языком мероприятий: провели КВН, мотокросс, фестиваль. Сейчас наступило время переосмысления, поиска новых целей.

Завершена разработка программы развития внешних связей — и это пока единственный пример среди субъектов РФ. Ханты-Мансийский автономный округ успешно занимается международной и межрегиональной деятельностью: заключены соглашения с 22 регионами России и 16 территориями в разных странах. Два года подряд ХМАО председательствует в крупной международной организации «Северный форум», активно участвует в процессе объединения подобных ассоциаций под эгидой ООН:

— Традиционно мы дружим с Канадой — у нас есть общие проблемы малочисленных народов, взаимодействия с нефтегазовым комплексом. А вот с Китаем, например, пока не очень складывается, а между тем здесь есть прямой экономический интерес. То же касается межрегиональных связей. Надо помогать нашим предприятиям выходить на внешние рынки и, с другой стороны, привлекать инвестиции сюда. Есть положительный опыт сотрудничества с Нижегородской областью, Санкт-Петербургом — от участия в специализированных выставках до туризма и культурных мероприятий. Но в России восемьдесят с лишним регионов: можно ли дружить сразу со всеми? Программа как раз и определяет приоритеты, комплекс задач на будущее.

 

ИМЯ

 

Учитель

Среднюю школу Алексей Майоров оканчивал в Монголии. Из небольшого посёлка Куркино Тульской области его родители приехали работать в дружественную страну: отец был шофёром, мама — учительница немецкого языка по профессии — стала радисткой. Запомнились морозы в пятьдесят градусов, пыльные бури и… первая любовь. «Если хотите представить себе Монголию, посмотрите фильм «Урга — территория любви», — улыбается Алексей Николаевич. — Могу только подтвердить: в этой картине — всё правда».

После школы Алексей намеревался поступать в Московский институт управления, но в конце концов выбрал Университет дружбы народов — вуз, в котором уже учились несколько членов семьи Майоровых. Защитив диплом химика, следующие полтора года молодой специалист провёл на Украине — служил в ракетных войсках в Новочеркасске и Николаеве. А потом вернулся в родную деревню, став учителем сельской школы:

— Я работал в школе, которая находится на знаменитом Куликовом поле — в поселке на границе Тульской, Рязанской и Липецкой областей. Спустя год я уже досконально знал программу практически всех предметов, которые были в расписании, — преподавал всё, кроме русского языка, 28 часов в неделю. Через два года стал директором школы. В моей школе учились 17 учеников — и их них всего один мальчик, которого «терроризировали» 16 девочек. А если серьёзно, этот опыт дал много в понимании внутренних процессов в образовании. Сельская школа — это дикое напряжение между людьми, возникающее из-за ограниченности круга общения. Кто не работал в таких условиях, не поймёт, что с этим делать.

 

Исследователь

В конце 80-х страну охватило модное выборное поветрие: выбирали начальников всех уровней, ректоров вузов, директоров школ. В 87-м, приняв участие в таких выборах, Алексей Майоров перешёл на работу в крупную школу в Ленинграде — заместителем директора. В этом учебном заведении, вскоре получившем статус инженерно-технического лицея, он внедрил собственную систему оценки качества образования. Новшество заметили и пригласили Майорова возглавить вновь созданную лабораторию социально-педагогических исследований в Ленинградском институте усовершенствования учителей.

Позднее лаборатория стала специализироваться на изучении качества образования: здесь шла разработка новых методик — в частности, связанных с внедрением разного рода тестов. Именно тогда была создана теоретическая и практическая база, ставшая основой будущего Единого государственного экзамена.

Алексей Николаевич Майоров в 1997 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2004-м — докторскую. Его методические и научные работы посвящены мониторингу в образовании, информационному обеспечению управленческих решений, оценке эффективности социальных проектов. С 1998 года Майоров работает в Министерстве образования — директором президентской программы «Дети России», затем начальником отдела по вопросам опеки и попечительства. До 2006 года Алексей Николаевич руководил аналитическим центром Национального фонда подготовки кадров.

 

Зампред

— Я думаю, что амбициозные планы по созданию в Югре мощного образовательного, научного и инновационного центра будут реализованы со стопроцентной вероятностью. Уже сейчас в Ханты-Мансийск и Сургут приезжают учиться студенты из других регионов, хотя пока задача экспорта образовательных услуг не стоит. Однако, уверен, лет через пять будут поставлены и такие цели. Важно, чтобы весь научно-образовательный комплекс, ещё находящийся в процессе становления, был по-настоящему современным, гибким, мобильным.

Ближайшие задачи мне видятся такими: нужно, чтобы количество педагогов по отношению к общему числу работников образовательных учреждений увеличилось. Необходимо ввести штатно-окладную систему оплаты труда учителей. В профессиональном образовании доля регионального компонента должна составлять не менее 30 процентов. Скорее всего, по ходу работы возникнут новые цели. Как о личном достижении за время, что я работаю в Югре, могу сказать следующее: мне не хочется отсюда уезжать.

Просмотров : 76

  
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 784
 сегодня посетителей 253