Сделать стартовой
     Последнее
     обновление

     16.05.2008


На главную
о проекте команда/контакты продукты/услуги гостевая
НАШИ ПРОЕ КТЫ
СИБИРЬ
СИБИРСКИЙ КЛУБ
журнал
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
анонс следующего номера
редакционный портфель



справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В БОЛЬШОЙ СИБИРИ
отдел
РЕДКИХ КНИГ
ТОМСК
справочник
КТО ЕСТЬ КТО
В ТОМСКЕ
книга бесед
МУДРОСТЬ ПОБЕДЫ
ФОТОАЛЬБОМ



Сегодня отмечают свой День рождения:

МАЕВСКАЯ Татьяна Александровна,
ТИХОНЮК Ольга Ильинична,
ХОДКЕВИЧ Виктор Анатольевич,
КУЛЬШЕНЕВА Диана Николаевна.

Поздравляем!

Следующий Шаг. Новый номер!



Томск


 БЫЛ. ВИДЕЛ

В ШАНХАЕ, НАСТОЯЩЕМ КИТАЕ

Писать о Китае сложно хотя бы потому, что кажется, как будто все об этой стране уже написано. Страна-фабрика, страна-завод, снабжающая весь мир своей продукцией. Поэтому я решил написать от обратного. А именно о том, что не соответствовало моим пред-ставлениям об этой стране. До этой поездки я был в Китае дважды, но это было в районе Благовещенска и, по моим скромным расчетам, должно было не дотягивать до «настоящего Китая» в разы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все началось с прямого рейса Восточно-Китайских авиалиний «Москва — Шанхай». В самолете стюардессы и стюарды говорят по-английски. Примерно так же я говорил в школе. На вопросы учителя — кто отсутствует и кто дежурный — ответы были написаны на бумажке по-русски. Типа «Иванов изебсент». Больше я не мог сказать (прочитать) ничего. Эти ребята тоже понимают, когда им говоришь «чай» или «кофе». Но вот просьба дать большой стакан для чая собрала целый консилиум, и только когда я на него показал, все решилось. В детстве была игра: нужно было показывать какой-то предмет, а другие должны были отгадывать. Как же пригодилось мне это умение в Китае! Ведь мало того, что по-английски говорят единицы, так еще и менталитет совершенно другой. Очереди на паспортный контроль, в одну из которых я попал после многокилометровой ходьбы по движущимся лентам огромного Шанхайского аэропорта, шли одновременно. То есть несмотря на то, что пограничники в кабинках были разные, на каждого человека они тратили одинаковое количество секунд. Как машины. Умные машины. Наверное, умные машины…

Поезд на воздушной подушке из аэропорта меня напугал. Он и правда разгоняется до скорости 432 км/ч, я это видел. Я на нем ехал. Колес как таковых у него нет, и только магнитная подушка связывает его с реальностью. Если бы такие поезда изобрели раньше, а мы бы жили в другой стране, книга «Путешествие из Петербурга в Москву» могла бы так и не появиться. Теперь как цинизм воспринимаю я рекламный слоган экспресса из аэропорта Домодедово в Москве: «Летайте с Павелецкого вокзала». Лучше бы им подошло: «Догоняйте с Павелецкого вокзала».

Рядом с моей гостиницей оказался магазин Carrefour. Там огромный отдел продуктов. В отделе «Рыба» продаются живые жабы огромного размера, плавающие черепашки, сухопутные черепашки, угорь и змеи. Кушайте, пожалуйста, дорогие покупатели. Ощущение, что попал в зоомагазин. Если бы не цены за килограмм… Хайнеккен 16 рублей. Килограмм отборного манго — 30. Российские цены (причем скромные) просто взяли и поделили на два или на три в некоторых случаях.

Толпа на велосипедах постепенно сменяется в Шанхае толпой на электровелосипедах и электромопедах. Они едут абсолютно бесшумно и их здесь миллионы. Экология торжествует. Для мопедов и велосипедов отдельная дорожка, на которой не бывает пробок. Почему-то вспомнились все эти наши крепкие хозяйственники — мэры, особенно крупных городов.

Солнце — редкость для летнего Шанхая. Все туман. Уже с весны очень жарко и дико влажно. На улице пот начинает лить ручьем сразу же, как покидаешь холл отеля. Но в любом такси кондиционер. В вагонах метро кондиционер. Оказывается, можно думать о людях, даже если их миллиард…

О Шанхайской телевизионной башне хочется сказать особо. Довольно пухленькая, она, конечно, пониже нашей Останкинской, но явно посовременнее. Подъем на нее (15 долларов) в принципе абсолютно бесполезен, так как над Шанхаем всегда висит неприятная дымка и максимум, что удается увидеть — это улочки вокруг этой самой башни и ближайшие небоскребы. В башне несколько уровней, и в зависимости от того, насколько хорошо твое финансовое положение, ты можешь подняться довольно высоко, да что там — почти на самый верх.

Не знаю, под воздействием какой из муз сотворил эту башню проектировщик, но факт, что он умудрился засунуть в нее аттракцион «Американские горки». Мертвой петли там, к счастью, все-таки нет, но путешествие по внутренностям башни на хрупкой китайской тележке оставило на моей, чувствительной к восприятию технократических излишеств, психике довольно яркий след. Почему-то не представляется, что башня вдруг загорится из-за того, что какой-то кретин не сумеет вовремя отключить рубильник, как это произошло в Москве. Ведь и наша останкинская еще «ого-го», если бы не вышеупомянутый кретин — думалось мне, ведь и вокруг нее можно построить «Американские горки»… Но это оказалось куда проще в коммунистическом Китае.

Главная пешеходная улица Нанджинг сияет неоновой рекламой а ля Нью-Йорк 80-х. Таким я когда-то представлял себе капиталистический рай с кучей жвачки и джинсами. Хотя иногда кажется, что подавляющей части рекламируемого просто не существует, но надо же что-то писать на ярких неоновых вывесках, надо же что-то фотографировать многочисленным туристам… Вот они и фотографируют. Но ровно в 11 вечера все гаснет, кафе и магазины закрываются, и только многочисленный мусор напоминает о том, что еще несколько минут назад здесь было не пройти и не проехать.

Моя подруга востоковед Полина утверждает, что если не смириться с тем, что психология этой части Азии принципиально иная, чем наша, то делать там просто нечего. Если бы не улыбки большинства местных жителей из числа работников сферы услуг, я подумал бы, что они все делают назло. Сложно смириться, что ни один официант в центральных кафе, где одни туристы, может не знать ни слова по-английски, таксист может совершенно не знать город, где работает, не понимать маршрут даже по карте. Порадовали регулировщики и, что забавно, регулировщицы дорожного движения, владеющие английским языком. Порадовали несколько дорогих уровневых ресторанов, в которых забылся и почувствовал себя как дома.

Медлительность и отсутствие очевидной (на взгляд европейца) логики иногда просто невыносимы, если не утешать себя мыслью из песни Высоцкого: «Но это ж вы изобретали порох и строили китайскую стенУ».

Мне было не по себе, когда по совету ушлых украинских товарищей, работающих в Шанхае представителями различных компаний и встреченных мной в кафе, я стал делить цены на рынке подделок на четыре — от того, что называли мне первоначально. Глазки торговцев при этом раскрывались так широко, насколько позволяли им характерные расовые особенности. Но в итоге продавали.

В Шанхае много обеспеченных китайцев. Самым большим откровением для меня стало то, что многие китайцы предпочитают настоящие товары китайским же подделкам. И эти настоящие (родные) товары в Китае есть. Они востребованы. Точно такие же очереди в аналогах наших гипермаркетов в пятницу и выходные, точно такое же стремление к хорошим некитайским авто. Огромное количество торговых центров, марки те же, что и у нас, а цены даже чуть выше. Рынок подделок есть, и не один, но многие китайцы стремятся не покупать там вообще ничего.

Они не купаются в море, хотя город и стоит на нем. Говоря по-русски, море загадили. Загадили и реку, текущую по городу. Но они, как мне показалось, скоро начнут все чистить. Если только не начнется у них прогнозируемая мной социальная стычка между богатыми и нищими.

Удивили спящие на своих мопедах и на лавочках в парках люди в костюмах. Это менеджеры низшего звена, которые экономят и не платят за квартиру, аренда которой в Шанхае стоит приличных по местным меркам денег. Ведь когда тепло — спать можно и на улице. И еще в Шанхае у меня было ощущение, что там никому нет до меня никакого дела. Может быть, именно это дало мне окончательное ощущение, что поездка удалась.

Александр Алексашин
[ Назад ]
  

Алексашин Александр


Поэт

Первые стихи в 1-м классе: Если сани едут сами, Ни фига это не сани.

Прозаик

Люблю писать рассказы, передавая в них впечатления о поездках, наблюдения за людьми, характерами, собственными ощущениями.

Кулинар

Готовка - это моя слабость, может потому, что когда я голоден - появляется злость на химическом уровне.

Водитель

Люблю ездить по ночной Москве. Не потому что люблю ночь, а потому что днем по ней никто не ездит, днем все стоят в пробке.

Путешественник

Деньги можно тратить на недвижимость, а можно на путешествия. Все заработанное мной, идет, увы, на второе.

Хороший парень

Я получаю удовольствие, когда удается кому-то помочь. Словом, делом, шуткой, как угодно.


http://www.alexashin.livejournal.com
© "Сибирский проект" 2005-2006
(634050), г. Томск, ул. Беленца, 11 ,т.:51-14-27, 51-14-28, ф.: 51-14-45
e-mail: amk@siberianclub.ru
 сегодня показов страниц 1898
 сегодня посетителей 592